Банк в кармане

Андрей ГУБАНОВ

Банк в кармане

Большинство моих знакомых при покупке сотовых телефонов перестали обращать внимание на число пикселей в фотокамере и на емкость встроенного MP3-плеера. Зато они очень внимательно смотрят, можно ли с этого телефона выходить в интернет.

Всемирная паутина в кармане им, как правило, нужна не для поиска информации или просмотра электронной почты. Эти дела могут подождать до рабочего или домашнего компьютера. А вот уж что действительно зачастую не терпит отлагательства ? это управление собственными деньгами. И мобильник для этого ? вещь незаменимая. Благодаря ему уже немало граждан смогли спасти свои деньги от злоумышленников, избежать штрафов, других финансовых напастей, а также совершить ряд удачных сделок? я уж не говорю об экономии времени.

SMS-уведомления ? первая линия обороны

Первую линию обороны собственных банковских и карточных счетов вы можете возвести с помощью обычного мобильника без наворотов. Для этого достаточно подписаться в своем банке на услугу ?SMS-уведомлений?.
Сегодня такую услугу предлагают почти все банки, активно работающие с гражданами.

SMS-уведомления ? это самый простой и распространенный в России элемент мобильного банкинга. Клиент банка (чаще всего ? держатель пластиковой карты), подписавшийся на этот сервис, получает на свой телефон сообщения об изменениях на его банковском (карточном) счете. Как минимум, клиента постоянно информируют о пополнении счета и списании с него денежных сумм. Даже эта немудреная услуга может оказаться очень кстати.

Вот, например, совсем недавний случай. Один мой знакомый ? банковский служащий, весьма искушенный в финансах человек ? получал деньги в банкомате. Чтобы карточка не мешала пересчитывать купюры, он положил ее прямо на банкомат. Потом, понятно, развернулся и ушел. О забытой карте вспомнил только когда через четверть часа получил на телефон SMS-ку с сообщением о чьей-то неудачной попытке снять с нее деньги. Он тут же позвонил в банк, заблокировал счет и двинулся к банкомату. Разумеется, карты там уже не было. Тем не менее счет оказался в целости и сохранности.

Или, например, история, с которой приехал из московской командировки другой мой приятель ? сотрудник энергокомпании.
Будучи в Первопрестольной, он провел вечер в кафе. Так как взятой в поездку налички оставалось немного, расплатился банковской картой. Официант унес карту? а через несколько минут на мобильник другу-энергетику пришла SMS-ка, из которой следовало, что кафе сняло с карты в полтора раза больше, чем указано в счете. Скандалить, впрочем, не пришлось. Перед другом извинились, разницу вернули наличкой и преподнесли ему ?во искупление вины? фирменный десерт?

Помимо уведомлений о движении средств на счете (расход-приход), банк с помощью SMS-ок может предупреждать клиентов об окончании срока действия пластиковой карты, о задолженности по кредиту, остатках на счете и т. д.
При желании можно сделать так, что все эти уведомления будут приходить к вам на электронную почту. Как правило, стоимость услуги ?SMS-уведомление? составляет несколько десятков рублей в месяц, в некоторых банках, правда, оплата идет ?поштучно? за каждую SMS-ку, а некоторые банки предоставляют эту услугу бесплатно, бонусом к карточному счету.

Интернет-банкинг ? мобильность, доступная не всем

Более продвинутый уровень мобильного банкинга ? возможность не только следить за счетом, но и совершать операции со своими деньгами, находясь далеко от банковского офиса. Да хоть в другой стране. Теоретически это могут делать все граждане, подключенные к системе интернет-банкинга.

Такой сервис позволяет клиентам банка в любое время и отовсюду совершать большинство банковских операций: проводить безналичные внутри- и межбанковские платежи (перечислять деньги с карты на лицевой счет и обратно, зачислять на чужие карты и счета?), оплачивать коммунальные и другие услуги. В некоторых банках через интернет можно покупать и продавать валюту, размещать деньги на срочных вкладах, покупать паи инвестиционных фондов.

Однако по-настоящему мобильным интернет-банк является далеко не для каждого горожанина. Только для тех, у кого есть ноутбук с возможностью дистанционного подключения к интернету или, например, коммуникатор (карманный компьютер с функцией сотового телефона). Обладатели такой техники могут действительно носить банковский офис в кармане или в портфеле и управлять своими деньгами, даже сидя в шезлонге на пляже в Дубаи (там превосходная сотовая связь). Если же вам привычнее обычный стационарный компьютер и обычный сотовый телефон без компьютерных наворотов, то по-настоящему мобильными банковскими услугами для вас будут те, которыми можно пользоваться с обычной трубки.

Телефонный банкинг

Еще недавно таким ?непродвинутым? пользователям приходилось ограничиваться лишь одной уже упомянутой услугой ?SMS-уведомлений?, но теперь банки предлагают гражданам управлять счетами (лицевыми и карточными) с помощью достаточно простых моделей сотовых телефонов.

Например, достаточно распространенным уже стал сервис, который позволяет клиенту банка заплатить за сотовый телефон, отправив SMS-сообщение с указанием суммы платежа на специальный номер. Кроме того, в некоторых банках можно теперь заблокировать счет на пластиковой карте не через телефонный звонок, как раньше, а также с помощью SMS-ки. Это значительно дешевле старого способа, особенно, если владелец карты находится в поездке (и, соответственно, его телефон ? в роуминге).

Можно сказать, что сегодня существует три классических типа мобильного банкинга для владельцев сотовых телефонов.

Первый тип

Платежи с карточного счета и некоторые другие операции совершаются через отправку SMS-ок в банк. Правда, прежде чем совершать платежи через телефон, вам придется прийти в офис банка и зарегистрировать реквизиты организаций, которым вы планируете перечислять деньги. Например, это могут быть коммунальные организации, интернет-провайдер, сотовый оператор и т. д. Каждой организации присваивается номер. И если вы, находясь где-нибудь на Ямайке или в пробке на Ленинградском проспекте , захотите пополнить свой счет на сотовом, то вам надо будет отправить в банк SMS-ку примерно следующего содержания: ?По платежу ? 3 заплатить 500 руб.?. И деньги будут переправлены с карточки на телефон.

Второй тип

Платежи совершаются через обычный звонок в банк. Вы диктуете оператору пароль и потом также голосом даете команду на совершение необходимой операции? Этот вариант мобильного банкинга имеет ряд недостатков. Например, болтать с банком из роуминга ? накладно, ну а диктовать пароль вслух ? не всегда безопасно. Многие банкиры расценивают такой ?голосовой? тип мобильного банкинга как временную переходную форму.

Третий тип

Для него подойдет не всякий сотовый, а только тот, который поддерживает стандарты связи GPRS или WAP (интернет-каналы для мобильника), имеет HTML-браузер (с языком JAVA) и не очень маленький экран. Впрочем, такими характеристиками обладают очень многие современные телефоны, в том числе и достаточно недорогие модели ценой от $200. Смартфон совсем не обязателен. Фактически этот третий тип мобильного банкинга ? облегченная версия обычного интернет-банка, приспособленная специально для сотовых телефонов. В зависимости от умения программистов конкретного банка возможности такого банкинга могут различаться, но, в общем, он позволяет проводить платежи внутри и вне банка, платить за коммуналку, связь, за покупки в интернете и т. д. Управление своими счетами с помощью телефона практически не отличается от работы с обычным телефонным меню. Если посчитать цену трафика за соединение по GPRS, то получится, что расходы на одну операцию по счету (без учета банковской комиссии) окажутся около 60?70 коп. Это даже ниже чем расходы на одно SMS-сообщение.

Некоторые банкиры уверяют, что мобильники в конечном счете заменят традиционные чеки, карточки и наличные деньги при покупках через POS-терминалы.

Check Also

Скрытые возможности пластика

Клиенты осваивают новые технологии использования банковских карт. А банкиры придумывают еще и еще

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика