Карты, деньги, два рубля

Что полезно знать о пластиковых картах

Виктор ХУРБАТОВ

пластиковые карты

Если вы потеряетесь в зимнем лесу где-нибудь в районе Аляски, при помощи пластиковых карт можно будет нарезать веток, соскоблить лед с замерзшего носа, развести огонь трением карт друг о друга или, наконец, обменять эскимосам и индейцам эти блестящие вещицы на какую-нибудь рыбину.

Вообще пластиковые карты ? это удобно. Никакой суеты с наличкой. Никаких стояний в очереди на почте и банке в ожидании, когда можно будет заплатить за квартиру или ?свет?. Никаких проблем с декларированием денег при выезде за границу. Оплата услуг сотовой и городской связи; коммунальных услуг; получение зарплаты в любой точке города (и даже планеты) и в любое время, а не в родной бухгалтерии с 17:00 до 18:00 в пятницу; управление своим карточным счетом из любой точки мира, где есть выход в Интернет ? это, кажется, только минимум того, чем пластиковая карта полезна.

Да, карты имеют неоспоримые удобства в сравнении с наличными, а за удобства и сервис, друзья, надо платить. Для более детального рассказа о размере оплаты карточного сервиса я проделал большую и интересную работу, результаты которой я вам и представляю.

Счетная ума палата

Завершив свою пламенную речь о том, как важно ?на собственной шкуре? испытать все, о чем мы рассказываем нашим читателям (лучшим из всех читателей мира и, конечно, самым любимым), главный редактор нашего журнала предложил мне перечислить мою зарплату на карту Visa Classic ближайшего банка, затем проделать с ней максимальное количество разных операций, а после представить письменный отчет.

Когда я попробовал отметить, что мне непривычно ощущать себя подопытным кроликом, мне было сказано, что весь прогрессивный мир давно получает зарплату именно таким образом и было предложено не считать это геройством легендарного разведчика. Написав заявление в бухгалтерию и увидев первое поступление зарплаты на карту Visa Classic, я начал считать расходы. Я уже был владельцем карты, поэтому не пришлось ее заводить. Иначе выложил бы от 500 до 1200 руб. за открытие и обслуживание карточного счета на 1-2 года. При этом нужно было бы внести пер воначальный взнос от 1,5 тыс. руб.

Внимательно читайте тарифы на обслуживание пластиковых карт, которые вам выдаются при оформлении договора. Если у вас нет выбора (например, вы получаете зарплату на карту), постарайтесь сократить затраты, пользуясь только ?родными? кассами и банкоматами. Кроме того, для владельцев ?зарплатных? карт, как правило, действуют более мягкие и гибкие условия обслуживания.
Если какието операции по пластиковой карточке показались вам подозрительными, вы можете их оспорить.
Главное ? распознать и опротестовать эту операцию в разрешенный срок (в разных банках срок составляет от 30 до 45 дней со дня формирования выписки по счету)

В первый день, сняв часть суммы со счета, я запросил баланс и, к своему удовлетворению, обнаружил, что банк не взял с меня комиссию. Воодушевившись таким началом, на следующий день я отправился в кассу банка и решил ?свалять дурака?, заявив, что не люблю банкоматы и хочу снять деньги в кассе любимого банка. ?Без проблем, ? сказали мне. ? Но вам придется заплатить 0,2% от снимаемой суммы?. ?Подумаешь, 2 рубля?, ? посчитал я в уме.

Достойно неся бремя корпоративного задания и прилежно выполняя поручения главного редактора, я отправился в соседний банк, где, используя банкомат, превратил мои пластиковые деньги в бумажные. Впоследствии, получив ежемесячный баланс карточного счета, я узнал, что это ?счастье? обошлось мне в 110 руб.: 100 руб. ? минимальная сумма комиссии родному банку за обналичивание денег в ?чужом? банкомате плюс 1% соседнему за то же самое (кстати, комиссии сторонним банкам ? вещь туманная, никогда не знаешь, сколько с тебя возьмут в ?чужом? для твоей карты банкомате).

После банкомата я отправился в пункт выдачи наличных этого ?чужого? банка (назовем эту опрацию ?Чужой-2?) за обналичкой 1,5 тыс. руб., после чего мой карточный счет не досчитался 190 руб., отправленных на погашение комиссий двум банкам (175 ? родному банку и 15 ? стороннему). Вообще, просмотр всех затрат, которые я понес за это время, оказался захватывающим занятием: очень меня порадовали (для более полного отчета главреду) комиссии в 30 руб. за каждый просмотр баланса в ?чужом? банкомате и 0,5% за безналичное поступление денежных средств (то есть банковский перевод на счет), 300 руб. за предоставление копий чеков, подтверждающих платежи (не теряйте чеки и платить не придется). Кроме того, по каждой карте существует неснижаемый остаток, то есть сумма средств, которую вы можете взять, только закрыв счет и сдав карту обратно банку, и обычно эта сумма совсем небольшая.

Наконец, если вы вдруг не рассчитаете и снимете с карты больше, чем на ней есть (в ряде случаев это возможно), или последние карточные деньги ?съедят? комиссионные и вы ?выйдете в минус?, вам придется не только вернуть банку его кровные, но и заплатить процент за использование ?несанкционированного кредита? в размере до 70% годовых от задолженности.

Что в чистом остатке? В первые же дни пользования картой за удовлетворение любопытства и любознательность я заплатил почти 900 руб. Эта же любознательность позволила мне понять, что любая моя транзакция стоит денег (что вполне естественно) и что я, как и многие, допускал ранее традиционную ошибку: рассчитывая предполагаемый остаток на карте, не учитывал удержанные комиссии. Поэтому так часто суммы на карточных счетах оказываются меньше, чем мы думаем. Эта та плата, которую приходится платить за удобство.

SMS-SOS

Банки дают нам возможность контролировать
состояние дел на карточном счете: при помощи
услуги ?SMS-информирование? мы можем получать сообщения на мобильный телефон о том,
сколько, когда и куда ушли и пришли наши деньги (средняя цена за эту услугу по городу ? $1
в месяц). Кроме всего прочего, SMS-ки могут
помочь справиться и с таким вредоносным явлением, как ошибочная транзакция.

Например, отправившись с супругой на предновогодний штурм торговых заведений и выстояв очередь из двух десятков таких же, как и мы счастливых от ощущения праздника людей, мы попытались расплатиться пластиковой картой. Девушка-кассир проделала с ней необходимые манипуляции, минутное ожидание и? ничего. Платеж не прошел, не помогла и помощь старшего консультанта, которая тут же прибежала на выручку своей коллеге. Передо мной извинились, вернули карточку, пришлось расплатиться наличкой.

Через пару минут, сложив всю гору накупленных к празднику товаров в пакеты, я достал из кармана сотовый телефон (который запиликал новогоднюю мелодию) и узнал, что одна из пяти попыток ?выбить? из моей карты нужную сумму, все-таки увенчалась успехом ? с моего счета сняли 2 тыс. руб. Насколько я знаю, случаются и двойные, и тройные транзакции, когда деньги с карты снимаются несколько раз. Я решил не омрачать себе праздник разборками и перенес их на январь. В результате, отправившись после новогодних каникул в свой банк, я опротестовал операцию и вернул обратно свои электронно-пластиковые рубли. Ну чем не удобство? Только следует знать, что в каждой подобной ситуации нужно предпринимать.

?Пластиковый? вояж

Впрочем, я решил не просто выполнить, но и перевыполнить план и, отправившись на новогодние каникулы в Чехию, я предвкушал не только прелести отдыха, но и азарт от предстоящей проверки пластиковых карт на ?забугорной? территории.

Первые полдня пребывания в Праге не получалось провести ни одну транзакцию: ни снять деньги, ни оплатить товары. Оказалось, что в это время в далекой, холодной, но родной стране, мой банк менял программное обеспечение в процессинговом центре. Мне объяснили, что это периодически делать необходимо, и вот это ?периодически? случилось именно во время моего пребывания в Праге. Самое смешное, что эта банковская напасть поймала меня в тот момент, когда я расплачивался карточкой в ресторане. Хорошо, что я смог наскрести в кармане какие-то евро и не угодил в полицию.

Зато когда во время праздников в славной Праге на один день закрылись все обменные пункты, я почувствовал себя в своей туристической группе самым умным и продвинутым: почти все мои соотечественники маялись, не зная, куда сунуться со своими евро, чтобы обменять их на кроны, а я спокойно, как белый человек, расплачивался картой.

Мое самоуважение еще больше возросло, когда я остался единственным владельцем пластиковой карты в группе: карту еще одного ?продвинутого? зажевал банкомат, как советский магнитофон ?Весна? аудиокассету. Смех смехом, а ?руссо туристо? остался без карты не на Химмаше, а в далекой Праге. В этой ситуации нужно звонить в ближайший офис платежной системы Visa и на в меру ломанном английском объяснять ситуацию. Там вам постараются помочь. Но более простой вариант ? предварительно купить в вашем банке электронный дубль ? дополнительную карту (например, Visa Electron), и в банкоматах пользоваться ею, тогда основная карта останется целой.

Кстати, как оказалось, если ваш карточный счет ? в рублях, а нужны евро, кроны и тому подобное, то платежная система (в моем случае Visa) автоматически конвертирует (обменивает) одну валюту в другую. При этом курс пластикового обмена, как правило, выгоднее, чем в банках и их обменных пунктах.

Конечно, и за рубежом существуют комиссии за снятие ?налички? в ?чужых? банкоматах и многие наши туристы по приезде в родную страну потом еще некоторое время занимаются тем, что гасят возникшую ?пластиковую? задолженность перед банком. Поэтому перед выездом за границу готовьтесь к дополнительным ?карточным? затратам.

Таланты Бабы-Яги

Подозревая, что главный редактор может счесть мои ?опыты? с картой недостаточными, я продолжал искать уязвимые места в ?пластиковом? обслуживании и надумал позвонить в родной банк и попросить заблокировать карту, сказав, что ее украли вместе с бумажником.

Блокировка карты в этом случае может быть единственным способом спасти хотя бы пластиковые деньги (кстати, в некоторых банках и это спасение может стоить немалых средств). И вот я, вспомнив, что в третьем классе играл роль Бабы-Яги, решительно набрал телефон отдела пластиковых карт, сыграл роль ограбленного и потребовал немедленно заблокировать карту. Девушка, проверив мое имя и фамилию, споткнулась на дате рождения: числа, которые я говорил в трубку, не совпадали с теми, что были в ее базе. При формировании электронной базы клиентов была допущена операционная ошибка на моей дате рождения. После нескольких обоюдных ?пикировок? я услышал фразу: ?Это ваши проблемы?. Если бы на другом конце провода в этот момент была не представительница слабого пола, а мужчина, он бы услышал в свой адрес много нелестного, а так пришлось бросить трубку и пытаться дозвониться до ее начальника? В конце концов я был вынужден по приезде пойти в банк, разобраться со всеми по полной программе, и только после этого содержимое карты стало недосягаемым для покушений. А нелюбезную девушку уволили. Она не понимала, что клиенты ? ее хлеб. А хамить ?хлебу? нельзя!

Тем не менее, пластиковые карты пусть и недешевое, но удовольствие. И именно от вас зависит, как сделать так, чтобы это пластиковое удобство было предсказуемым и не заканчивалось.


Кстати, если Вы имеете сберегательные банковские счета (депозиты), банк может выпустить для Вас карту, на которую, например, будут начислять проценты по вкладу. Так же карту можно использовать для перевода средств с одного счета на другой.

Check Also

Чего не надо делать с банковской картой

Ошибки, которые мы совершаем при пользовании банковскими картами. Некоторые из них глупые, но все они ? дорого стоят

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика