Лизинг по-умному

ПРЕЖДЕ ЧЕМ ВЫБРАТЬ ЛИЗИНГОВУЮ КОМПАНИЮ, НАДО СРАВНИТЬ УСЛОВИЯ, ПРЕДЛОЖЕННЫЕ РАЗНЫМИ ЛИЗИНГОДАТЕЛЯМИ КОНКРЕТНО ДЛЯ ВАШЕГО ПРОЕКТА

Сергей МЕЛЬЦОВ, начальником отдела лизинговых операций Уральского банка реконструкции и развитияЛизинг ? один из самых быстрорастущих сегментов рынка финансовых услуг. Получить лизинговое финансирование проще, чем банковский кредит. Если для получения кредита бизнесу необходимо иметь кредитную историю и ликвидный залог, то при лизинговой схеме можно обойтись без этого. Кроме того, в ряде случаев накладные расходы предприятия при лизинговой схеме могут оказаться ниже, чем при использовании кредита. Об особенностях современного лизинга и о том, как выбрать лучшее предложение на рынке, мы беседуем с начальником отдела лизинговых операций Уральского банка реконструкции и развития Сергеем МЕЛЬЦОВЫМ.

Здравствуйте, Сергей Андреевич. Часто можно услышать мнение, что предпринимателю лизинг оформить проще, чем кредит, но стоить он будет дороже. Всегда ли это мнение верно?

? Затраты на лизинг сильно различаются в зависимости от фирмы-лизингодателя, от имущества, приобретаемого в лизинг, от срока лизинга и от механизма налогообложения, принятого на предприятии. Поэтому каждый случай лучше рассматривать отдельно. Например, мы посчитали: предприятию, чтобы купить в кредит (на 3 года) автомобиль стоимостью 1 млн руб., надо заработать 1,315 млн руб. В том числе часть заработанных денег уйдет на налог на прибыль предприятия. Если же использовать лизинг, то достаточно заработать 1,215 млн. Бизнес сэкономит сто тысяч за счет того, что лизинг позволяет уменьшить налоговые платежи. Но замечу: столь однозначно выгоды лизинга проявляются, если предприятие находится на общей системе налогообложения. Если же используется упрощенная схема с 15-процентным обложением дохода, то преимущества лизинга будут не столь велики. Если же бизнес пользуется ?вмененкой? или ?упрощенкой? с 6-процентным обложением прибыли, то финансовая выгода лизинга сходит на нет.

Вы отметили, что ваши расчеты справедливы при покупке именно автомобиля. А если бизнес приобретает другое имущество, то соотношение затрат на кредит и на лизинг будет иным?

? Скорее всего, да. Удорожание имущества, приобретенного в лизинг, зависит от ликвидности этого имущества. Банк или лизинговая компания (лизингодатель) понимает, что если лизингополучатель по какой-то причине не выкупит имущество, находящееся в лизинге, то это имущество останется на балансе лизингодателя. И проще, если его можно быстро реализовать. Автомобили ? это наиболее ликвидное имущество, поэтому они оформляются в лизинг на самых простых условиях. Для другого объекта лизинга размер удорожания будет выше.

А что именно предприятия чаще всего приобретают по лизинговой схеме?

? Более половины лизинговых контрактов заключаются для приобретения автотехники. Так происходит, потому что автосалоны с целью повышения сбыта активно рекламируют возможность приобретения автомобилей в лизинг. Сейчас мы пытаемся построить работу с компаниями, торгующими промышленным оборудованием, так, чтобы они тоже рекомендовали своим покупателям пользоваться лизинговыми схемами. Собственно, для лизинга практически нет ограничений по приобретаемому имуществу. Сегодня такая схема активно используется для приобретения буровых установок, грузовых вагонов и железнодорожных цистерн, заводов по производству стройматериалов (асфальта, бетона, пенопласта и т. д.) и любого другого технологического оборудования. Все более популярной становится покупка в лизинг объектов недвижимости. Индивидуальные предприниматели часто пользуются лизингом для приобретения длинномерных фур для междугородных перевозок. Из любопытного упомяну вышивальную машину, приобретенную Ново-Тихвинским монастырем. А сейчас мы оформляем лизинг на самолет.

Можно ли считать, что лизинг более удобен при покупке дорогого имущества, а если сумма невелика, то лучше подойдет кредит?

? Наверное, в этом утверждении есть истина, но с оговоркой, что считать ?невеликой суммой?. До недавнего времени мы оформляли в лизинг приобретение имущества ценой до 150 тыс., однако спрос на такие маленькие суммы был невелик. К тому же относительно высокие накладные расходы делали оформление лизинга невыгодным как для банка, так и для клиента. Обычно такие небольшие контракты оформлялись при покупке небольших развозных автомобилей типа ?Оды?. Но сегодня для таких покупок стали использовать целевые или обычные потребительские кредиты. Поэтому мы повысили минимальный размер лизингового контракта до 300 тыс. руб. При этом заявки на сумму менее 500 тыс. к нам почти не поступают.

Сегодня услуги лизинга предлагает немало компаний. Как бизнесу выбрать лучшие условия? На что надо смотреть в первую очередь?

? Во-первых, конечно же, следует выяснить реальную стоимость каждого предложения. То есть нужно подсчитать совокупные затраты, которые понесет предприятие по лизинговым платежам и авансам по договору лизинга. Обратите внимание, чтобы при определении окончательной суммы были учтены все платежи. В частности, уточните, включен ли в лизинговые платежи налог на имущество и не предусмотрены ли у лизинговой компании различные дополнительные комисии (за рассмотрение заявки, за перечисление денег и т. д.). Сегодня уже стало нормальной практикой, когда предприятие просит сразу несколько лизинговых компаний рассчитать графики платежей для условий, заданных предприятием. Потом выбирается лучший вариант. Кроме цены лизинга следует обратить внимание на надежность лизингодателя. Ведь до окончательной выплаты всех лизинговых платежей приобретаемое имущество является его собственностью. И будет очень неприятно, если с лизинговой компанией за это время что-то случится.

Записал Василий СТРЕЛЬЦОВ

Check Also

Заставьте язык работать на ваш карман

Каков минимальный набор компетенций, позволяющий занять привлекательную вакансию, требующую знаний иностранного языка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика