Архи- короткая позиция

КАК ПОДДЕЛЬНЫЙ ГРАФ ПРОДАЛ НАСТОЯЩУЮ ЭЙФЕЛЕВУ БАШНЮ

* В данном случае ?архи-? ? сокращение от ?архитектурная?.

Никого не удивляет, когда биржевой спекулянт (трейдер) продает то, что ему не принадлежит (пакеты акций, слитки золота, цистерны нефти и пр.). Это называют продажей без покрытия или фьючерсным контрактом. Однако бывает, что похожие сделки осуществляются вне стен биржи, и в качестве товара выступают ну совсем странные вещи. Пожалуй, самым известным и анекдотичным стал случай продажи в утиль Эйфелевой башни.

Скрываясь от американской полиции, известный и очень удачливый аферист Виктор Люстиг в 1925 г. попал во Францию. Просматривая местные газеты, он увидел заметку ?Будет ли продана Эйфелева башня??. В ней говорилось, что у муниципалитета нет средств на ремонт башни, и уже всерьез рассматривается вопрос о возможности ее разборки. Тем более что само творение Гюстава Эйфеля возводилось как временное сооружение для Всемирной выставки 1889 г.

Люстиг решил, что надо ковать башню, пока она горяча, и буквально на следующий день руководители пяти французских металлургических холдингов были приглашены на конфиденциальную встречу с вице-директором Департамента Почты и Телеграфа графом Виктором Люстигом. Встреча состоялась в апартаментах парижского отеля ?Криллон?. В ее ходе главные металлурги страны выслушали близкий к тексту пересказ газетной статьи и получили приглашение участвовать в конкурсе на покупку 7 тыс. тонн стали, фигурно возвышающихся в центре Парижа. Право на их переплавку получит тот, кто предложит лучшую цену. Серьезность правительственного предложения подтверждали бумаги с (поддельными) гербами и печатями.

В течение 4 дней промышленники оформили и отослали на имя Люстига заявки на участие в аукционе. А вскоре один из участников Андре Пуассон получил ответ. Его новый знакомый граф Виктор Люстиг сообщал о победе месье Пуассона и предлагал встретиться в отеле ?Криллон? для подписа- ния договора и платежных документов на выплату аванса за башню ? 250 тыс. франков.

Радость от одержанной победы не помрачила рассудок Пуассона. Узнав, что для подписания бумаг и выплаты аванса его приглашают не в Департамент, а в гостиницу, он заподозрил неладное и на встречу шел с намерением никаких денег не давать. Однако аферист Люстиг переиграл металлурга Пуассона. Он изобразил ?выжимание взятки? за победу в конкурсе. Пуассон, неоднократно имевший дело с чиновниками, понял, почему встреча проходит на частной территории, успокоился, подписал чек на 250 тыс. и всучил шаркающему ножкой Люстигу кое-что наличными.

Разумеется, сам Люстиг после встречи срочно собрал вещи и покинул гостеприимный Париж. А Пуассон узнал обо всех тонкостях сделки только через несколько недель. Причем, что любопытно, он не стал обращаться в полицию, опасаясь, что обнародование такой информации сильно скажется на его репутации. То, что об афере никто не узнал, позволило Виктору Люстигу продать башню второй раз. По слухам, он получил (или чуть не получил) за нее еще 350 тыс. Правда, второй покупатель обиды не стерпел и в полицию таки обратился. Впрочем, и в этот раз ?граф? успел скрыться?

Ирония судьбы: имя второго покупателя история не сохранила, а имя Андре Пуассона, который так пекся о своей репутации, оказалось на слуху. Люстиг сам рассказал о нем, после того как 10 лет спустя его задержала американская полиция.


Случай с Эйфелевой башней ? не единственная попытка продажи уникального сооружения. Например, в 1891 г. корнет русской армии Савин продал некоему американцу Зимний дворец, а год спустя загнал по дешевке французской компании дом московского генерал-губернатора Долгорукова.

В 1924 г. англичанин Артур Фергюссон организовал прямо-таки массовую распродажу. Он в течение нескольких месяцев реализовал Трафальгарскую колонну, Биг-Бен и Букингемский дворец. После чего переехал в Штаты, где толкнул налево статую Свободы и сдал Белый дом в аренду на 99 лет с правом выкупа

Check Also

Майские медведи

Притча о том, как борьба за железную дорогу обвалила фондовый рынок и как нажили состояние те, кто увидел, что для паники нет причин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика