Пирамида Карло Понци

ВОЗМОЖНО, ПЕРВАЯ КРУПНАЯ ФИНАНСОВАЯ ПИРАМИДА РОДИЛАСЬ ВОПРЕКИ ЖЕЛАНИЮ ЕЕ СОЗДАТЕЛЯ. ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, ЕГО ИМЯ СТАЛО НАРИЦАТЕЛЬНЫМ

Пирамида Карло ПонциОдин человек любил вскрывать почтовые конверты. А может, и не любил. Но он работал в отделе писем бостонской газеты (это в США), поэтому вскрывать конверты ? была его работа. Звали этого человека Карло Понци.

Дело было в 1919 г. В то время на территории 60 стран (в числе которых, кстати, была и Россия) ходили так называемые почтовые купоны. Такой купон вкладывался в письмо, и человек, получивший его, не тратился на почтовые марки, чтобы отправить ответ, а обменивал купон как раз на то количество марок, какое требовалось, чтобы его ответ дошел обратно. Таким способом можно было оплатить и почтовые расходы по доставке товара, заказ на который находился в письме. Многие европейские покупатели именно так приобретали американские товары. Система исправно работала с 1906 по 1913 гг. Но началась Первая мировая война, и курс европейских валют по отношению к доллару упал. При этом стоимость купона, согласно ?Почтовому соглашению? 1906 г., продолжала оставаться неизменной во всех странах.

В результате сложилась ситуация, когда купон, купленный во Франции за сумму, эквивалентную (по обменному курсу) одному центу, можно было обменять в США на марки стоимостью 5?6 центов. Один оборот купона через Атлантику мог дать 500% дохода.

Рассматривая купон, выпавший из очередного письма, присланного в газету, Карло Понци пришел к выводу, что трансконтинентальная спекуляция на курсах купона может принести огромную прибыль. Чтобы найти денег для начала операций, Карло рассказал о своей задумке друзьям и родственникам, а те рассказали своим друзьям и родственникам. Идея выглядела столь многообещающе, что вложиться в почтовые спекуляции Понци захотели все. В зарегистрированную им компанию ?Securities Exchange Company? (SEC) за несколько дней люди принесли десятки тысяч долларов.

Возможно, именно в этот момент Карло понял, что идея с купонами была не столь уж блестящей. Расходы на покупку, перевозку, многократный обмен валют и купонов потребовали бы слишком много времени и съели бы большую часть прибыли. Да и почтовые ведомства разных стран не согласятся пустить в оборот неограниченное количество купонов. Поэтому Понци сменил курс. Постоянный приток свежих денег позволял ему из новых поступлений выплачивать прибыль ?старым? вкладчикам. Причем эти старые вкладчики полученные ими деньги не уносили с собой, а тут же опять отдавали Карло. Тем более что он сформулировал вполне понятные и очень привлекательные условия. Каждому вкладчику гарантировалась прибыль 50% за 90 дней. Собственно, была построена классическая финансовая пирамида. Это была первая крупная пирамида в мире.

Весной 1920 г. ежедневный приток денег достигал $250 тыс. У компании появились офисы в полудюжине городов Америки. По некоторым оценкам, до начала лета Понци смог привлечь $15?20 млн.

И вот тут-то с ним сыграло злую шутку отсутствие опыта предшественников. Сегодня любой строитель пирамид знает, что в этом деле главное ? вовремя смыться. А Понци не побеспокоился о путях отхода. Правда, играл он красиво. Когда журналистское расследование, проведенное газетой ?Бостон Пост?, показало, что во всем мире нет столько купонов, чтобы обеспечить обороты компании SEC, в ее офис пришли многие вкладчики и потребовали вернуть их деньги. Карло лично поговорил с каждым и вернул все до цента. После чего публично объявил, что его бизнес давно перерос рамки спекуляций с купонами, и сейчас у него несколько новых, очень прибыльных проектов. Это позволило продержаться Понци еще несколько месяцев. А потом он сел в тюрьму на 5 лет.

Часто можно услышать, что от аферы Карло Понци пострадали 40 млн вкладчиков, которые потеряли $15 млн. Скорее всего, число реально пострадавших ? в тысячу раз меньше. Ведь если верить упомянутым цифрам, то получается, что каждый вкладчик потерял в среднем 37 центов. Согласитесь, это не серьезно.

Комментарий от редакции

План, изначально составленный Карло Понци (спекуляция с купонами), не несет в себе ничего мошеннического. Более того, и сегодня многие участники фондовых и товарных рынков играют на разнице цен на один ресурс на разных площадках. Это называется арбитраж. Если, например, на Токийской и Тайваньской биржах установилась разная цена на одни и те же акции, то ничто не мешает арбитражеру купить бумаги там, а продать здесь. Правда, доход от таких операций редко бывает очень высоким.

Check Also

Почему из Таиланда ушли деньги

Часто азиатский кризис 1997?98 годов называют самым масштабным падением рынка со времен второй мировой войны

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика