Не есть, не спать — крутым менеджером стать!

крутым менеджером статьЕсли вы действительно хотите выйти на мировой рынок труда, стать топ-менеджером международного уровня или работать в лучших российских компаниях, и если у вас есть опыт, амбиции и какие-то накопления ? это в ваших силах. Зарубежные программы MBA дают шанс осуществить задуманное. Не верите? Перед вами реальные истории реальных людей. Бывший вице-президент ?Уралвнешторгбанка?, кандидат экономических наук, ныне советник по развитию бизнеса компании Shell Леонид СЕРГЕЕВ и бывший начальник управления маркетинга ?ВУЗ-банка?, кандидат экономических наук, ныне студентка бизнес-школы (MBA) в университете Вашингтона Юлия КАЛИНИНА рассказывают о том, сколько стоит западный MBA, как попасть в европейские и американские бизнес-школы и какие возможности это открывает перед их выпускниками

Стань Богаче : Расскажите, пожалуйста, когда и где вы учились на MBA? Что вас побудило принять решение получить такое образование?

Леонид Сергеев: Я получил диплом MBA в 2003 г. после обучения в Международном институте развития менеджмента в Лозанне (Швейцария). Что побудило? Я хотел получить опыт работы в крупной международной компании, приобрести своеобразную путевку в мир. Была и более конкретная цель ? перейти из банковского сектора в промышленность.

На мой взгляд, наличие диплома МВА сейчас сравнимо с университетским образованием ? оно просто должно быть, и это давно уже не экзотика, а норма жизни для профессионального менеджера. Без этого диплома сложно найти интересную работу и быть востребованным на мировом рынке труда.

Юлия Калинина: Я получаю образование MBA в университете Вашингтона. Для меня главными мотивами были амбиции и желание развиваться. Все понимают, что глобализация рынков сегодня уже не прогноз, а происходящее явление, которое меняет жизнь каждого из нас. И для того, чтобы направлять этот процесс, а не следовать за ним, требуются обширные знания во многих областях бизнеса, культурных особенностей, этических стандартов и прочих атрибутов международного рыночного пространства.

Что мне дает MBA? Во-первых, обширный бизнес-кругозор, построенный на изучении и анализе примеров наиболее успешных бизнес-стратегий. Во-вторых, в классе я взаимодействую с представителями бизнеса из США, Китая, Японии, Германии, Индии и многих других стран, что дает мне знание разных культур, владение международными общепринятыми нормами, умение сотрудничать с их представителями, вести переговоры, интерпретировать финансовую отчетность и т. д.

Безусловно, получив диплом MBA, я смогу подняться на новый уровень в своей карьере, поскольку обрету новые знания и опыт, а также смогу развить дипломатические навыки, необходимые для работы на международном рынке.

Конечно, у всех слушателей мотивация разная. Большинство моих однокурсников пришло в бизнес-школу перед тем, как поменять сферу деятельности, либо перейти на административную должность, либо выйти на международный рынок, либо начать свой бизнес. Например, успешный бухгалтер к 30 годам осознал, что всю жизнь мечтал быть брокером, и перед тем как заявить о себе на рынке труда, приходит в бизнес-школу, чтобы получить соответствующие знания. Другой пример: представьте успешного врача, который назначен главным менеджером клиники, или успешного инженера, который решил начать свой компьютерный бизнес. Теперь эти люди должны уметь не только оперировать и программировать, но также планировать бюджет, мотивировать сотрудников, осуществлять контроль, развивать отношения с поставщиками и клиентами, продвигать себя на рынке и многое другое. За этими знаниями они приходят в бизнес-школу.

СБ: Как вы готовились к поступлению?

Л.С.: Купил 5 книжек по GMAT, разработал специальную программу подготовки с репетитором и занимался по 18 часов в день. По поводу TOEFL: в библиотеке главы города Екатеринбурга есть большое количество тестов, которые я просто прорешал раза на 3.

Сочинения (эссе) писал в три этапа:

  1. придумывал тему и писал текст,
  2. просил знакомых откорректировать или дать предложения по содержанию,
  3. отправлял на грамматическую правку репетитору. Насколько я знаю, ?теоретически? надо писать самостоятельно, но на практике 3?4 головы всегда лучше одной.

СБ: По каким критериям вы отбирали университеты?

Л.С.: Критерии просты: стоимость, срок обучения (я хотел 1 год), и, безусловно, возможность в последствии найти работу в промышленности.

Ю. К.: Меня привлекла предпринимательская программа, в рамках которой студенты привлекаются к разработке различных проектов для реальных компаний и предпринимателей в США, а также конкурс бизнес-планов, по результатам которого можно получить денежный приз, чтобы начать свой бизнес.

СБ: Как проходила учеба?

Л. С.: Программа длилась 11 месяцев. В школе нам сразу сообщили, что за это время мы пройдем двухлетнюю программу, что по определению означало очень напряженный график работы с одной свободной субботой в месяц. Очень много групповых заданий и проектов с реальными фирмами. Особенностью института являлось привлечение профессиональных психологов: каждый участник мог воспользоваться их услугами на 40 часов. Это очень помогало.

Основной упор в учебе был сделан на управлении и лидерстве. Школа ставила участников в ситуации, где ты либо выживешь и станешь нормальным человеком, либо со всеми разругаешься и уйдешь ? просто отсидеться или не конфликтовать было невозможно. И это было здорово: такого опыта налаживания и ?разруливания? межличностных отношений со всеми представителями земного шара (40 национальностей) у меня ни до, ни после не было. Это очень помогло при последующей работе в Shell.

Ю. К.: Моя программа длится полные два года, за это время каждый студент должен пройти набор обязательных фундаментальных курсов, таких как ?Экономика?, ?Финансы?, ?Бухучет?, ?Маркетинг?, ?Организация производства?, и ?Лидерство?. По окончании фундаментальных курсов студент выбирает специализацию, в который он наиболее заинтересован, например ?Маркетинг? или ?Управление производством? или ?Менеджмент в сфере здравоохранения? и т. д. Каждая специализация предлагает огромный выбор курсов. Студенты могут сочетать несколько таких специализаций.

СБ: Действительно ли вы получили новые знания? Если да, то оцените по 5-балльной системе их уровень.

Л.С.: У меня свое понимание МВА. Для меня это не столько получение фундаментальных знаний, сколько понимание того, что сегодня востребовано международным рынком, и возможность найти работу. Ну а уровень знаний оценю на 5 баллов.

Ю.К.: Да, 5 баллов. Абсолютно согласна с оценкой Леонида.

Новые знания действительно приходят, и приходят они от профессоров, от одноклассников, от бизнесменов, которые посещают нашу школу. Причем, знания практиче ские, основанные на изучении реальных ситуаций. Например, на прошлой неделе в классе мы обсуждали стратегию инвестиционной компании Edward Jones, и в процессе обсуждения многие студенты поделились собственным опытом и подходом к проблеме, а на следующий день президент данной компании пришел к нам в класс и высказал свою позицию по обсуждаемым вопросам.

СБ: Можно ли назвать полученные знания разносторонними?

Л.С.: Я окончил ?инжек? УГТУ-УПИ (специальность ?Управление предприятиями машиностроения?), поэтому мне трудно сравнивать или дать непредвзятую оценку. Еще раз повторю, что в МВА люди идут не за знаниями, а найти работу.

Ю.К.: Класс состоит из представителей разных стран и континентов с самым разнообразным опытом работы, каждый имеет собственные суждения и подходы к решению задач. Таким образом происходит постоянный обмен опытом и идеями. Так что знания получаются разноплановыми.

СБ: Насколько значительна разница между отечественным и западным образованием?

Л.С.: По-моему, они во многом близки.

Ю.К.: В первую очередь, отличается метод обучения. В России мы чаще слушали лекции, здесь мы обсуждаем кейсы, разыгрываем бизнесситуации, решаем проблемы, с которыми к нам приходят предприниматели. Методики получения практических знаний и обмена опытом очень четко отработаны в США. Мое образование в России было более академическим, но следует учесть, что я получала образование в середине 90-х, и думаю, что с тех пор новые методы обучения были адаптированы российскими вузами. Более того, я уверена, что в настоящее время российские программы MBA не уступают западным программам по качеству обучения. Плюс зарубежных программ ? в возможности окунуться в очень диверсифицированную интернациональную среду, научиться строить отношения с невероятным разнообразием индивидуумов, понимать особенности разных культур и использовать эти знания в бизнес-практике.

Это прекрасная возможность научиться лидерству. Условия здесь далеко не курортные. Нагрузка такая, что едва хватает времени поесть, а недосыпание ? это вообще норма жизни. Сроки очень жесткие как для индивидуальных, так и для групповых проектов. Группы создаются так, чтобы люди в них были совершенно разные по всем критериям: образованию, опыту работы, этническому происхождению и т. д. И все эти люди ? уже состоявшиеся лидеры с опытом управленческой работы. Конфликт рождается неизбежно, и задача каждого сделать его конструктивным, а не разрушительным.

Еще хочу отметить особенности экзаменации. Экзаменационные задания обычно намного сложнее материала, который рассматривался в классе и, тем более, чем тот, что содержится в учебнике. Запоминание шаблонов не имеет смысла, нужно действительно владеть предметом, чтобы сдать экзамен. Система оценок тоже другая. Сначала все студенты оцениваются по количеству и качеству выполненных заданий, затем определяется некий средний уровень. Те, кто намного выше среднего уровня, получают ?отлично?, плюс-минус около среднего уровня ? ?хорошо?, заметно ниже среднего ? ?удовлетворительно? и значительно ниже среднего ? ?не сдали?. То есть, чем сильнее класс, тем сложнее получить отличную оценку.

СБ: Каков объем затраченных на учебу средств?

Л.С.: Порядка 100 тыс. у. е.

Ю.К.: Обучение в топ-школах в США и Европе стоит $30?40 тыс. в год. Однако не спешите делать выводы о недоступности этого образования. Если вы имеете солидный опыт работы и/или сдали тесты на очень высокие балы и/или имеете красный диплом из российского университета и/или защитили диссертацию и/или уникальны в чем-то еще, школа может выделить вам ?скалоршип? (стипендию) в размере до 100% от стоимости обучения. Плюс вы имеете возможность получить кредит на образование в американском банке.

СБ: Оправданы ли были эти затраты?

Л.С.: Да. Стало понятно, как выстроена структура западных корпораций. В итоге я получил пять предложений по работе и выбрал лучшее. Сейчас живу в Европе, много путешествую, нормальный баланс по времени между работой и семьей.

СБ: Что можете порекомендовать потенциальным участникам MBA в западных университетах?

Л.С.: Если хочется ? надо делать, а если нет, то не надо и начинать.
МВА ? это возможность понять, сколько вы стоите на международном рынке труда.
МВА ? это своеобразная лотерея, никто не дает гарантии, что выпадет счастливый билет. Но кто не рискует, тот не пьет шампанское. Удачи!


Наш словарь:

GMAT (Graduate Management Admission Test) ? международный тест, оценивающий математические и аналитические и логические способности претендентов на поступление в бизнес-школы, уровень их общего развития и знание английского языка

TOEFL (Test of English as a Foreign Language) ? международный экзамен по английскому языку как иностранному. Основная его цель ? оценить уровень подготовки тех, для кого английский язык не является родным. Предоставление результатов TOEFL является необходимым условием для поступления во все международные бизнес-школы

Check Also

Лизинг по-умному

Прежде чем выбрать лизинговую компанию, надо сравнить условия, предложенные разными лизингодателями конкретно для вашего проектаПрежде чем выбрать лизинговую компанию, надо сравнить условия, предложенные разными лизингодателями конкретно для вашего проекта

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика