Если вы действительно хотите выйти на мировой рынок труда, стать топ-менеджером международного уровня или работать в лучших российских компаниях, и если у вас есть опыт, амбиции и какие-то накопления ? это в ваших силах. Зарубежные программы MBA дают шанс осуществить задуманное. Не верите? Перед вами реальные истории реальных людей. Бывший вице-президент ?Уралвнешторгбанка?, кандидат экономических наук, ныне советник по развитию бизнеса компании Shell Леонид СЕРГЕЕВ и бывший начальник управления маркетинга ?ВУЗ-банка?, кандидат экономических наук, ныне студентка бизнес-школы (MBA) в университете Вашингтона Юлия КАЛИНИНА рассказывают о том, сколько стоит западный MBA, как попасть в европейские и американские бизнес-школы и какие возможности это открывает перед их выпускниками
Стань Богаче : Расскажите, пожалуйста, когда и где вы учились на MBA? Что вас побудило принять решение получить такое образование?
Леонид Сергеев: Я получил диплом MBA в 2003 г. после обучения в Международном институте развития менеджмента в Лозанне (Швейцария). Что побудило? Я хотел получить опыт работы в крупной международной компании, приобрести своеобразную путевку в мир. Была и более конкретная цель ? перейти из банковского сектора в промышленность.
На мой взгляд, наличие диплома МВА сейчас сравнимо с университетским образованием ? оно просто должно быть, и это давно уже не экзотика, а норма жизни для профессионального менеджера. Без этого диплома сложно найти интересную работу и быть востребованным на мировом рынке труда.
Юлия Калинина: Я получаю образование MBA в университете Вашингтона. Для меня главными мотивами были амбиции и желание развиваться. Все понимают, что глобализация рынков сегодня уже не прогноз, а происходящее явление, которое меняет жизнь каждого из нас. И для того, чтобы направлять этот процесс, а не следовать за ним, требуются обширные знания во многих областях бизнеса, культурных особенностей, этических стандартов и прочих атрибутов международного рыночного пространства.
Что мне дает MBA? Во-первых, обширный бизнес-кругозор, построенный на изучении и анализе примеров наиболее успешных бизнес-стратегий. Во-вторых, в классе я взаимодействую с представителями бизнеса из США, Китая, Японии, Германии, Индии и многих других стран, что дает мне знание разных культур, владение международными общепринятыми нормами, умение сотрудничать с их представителями, вести переговоры, интерпретировать финансовую отчетность и т. д.
Безусловно, получив диплом MBA, я смогу подняться на новый уровень в своей карьере, поскольку обрету новые знания и опыт, а также смогу развить дипломатические навыки, необходимые для работы на международном рынке.
Конечно, у всех слушателей мотивация разная. Большинство моих однокурсников пришло в бизнес-школу перед тем, как поменять сферу деятельности, либо перейти на административную должность, либо выйти на международный рынок, либо начать свой бизнес. Например, успешный бухгалтер к 30 годам осознал, что всю жизнь мечтал быть брокером, и перед тем как заявить о себе на рынке труда, приходит в бизнес-школу, чтобы получить соответствующие знания. Другой пример: представьте успешного врача, который назначен главным менеджером клиники, или успешного инженера, который решил начать свой компьютерный бизнес. Теперь эти люди должны уметь не только оперировать и программировать, но также планировать бюджет, мотивировать сотрудников, осуществлять контроль, развивать отношения с поставщиками и клиентами, продвигать себя на рынке и многое другое. За этими знаниями они приходят в бизнес-школу.
СБ: Как вы готовились к поступлению?
Л.С.: Купил 5 книжек по GMAT, разработал специальную программу подготовки с репетитором и занимался по 18 часов в день. По поводу TOEFL: в библиотеке главы города Екатеринбурга есть большое количество тестов, которые я просто прорешал раза на 3.
Сочинения (эссе) писал в три этапа:
- придумывал тему и писал текст,
- просил знакомых откорректировать или дать предложения по содержанию,
- отправлял на грамматическую правку репетитору. Насколько я знаю, ?теоретически? надо писать самостоятельно, но на практике 3?4 головы всегда лучше одной.
СБ: По каким критериям вы отбирали университеты?
Л.С.: Критерии просты: стоимость, срок обучения (я хотел 1 год), и, безусловно, возможность в последствии найти работу в промышленности.
Ю. К.: Меня привлекла предпринимательская программа, в рамках которой студенты привлекаются к разработке различных проектов для реальных компаний и предпринимателей в США, а также конкурс бизнес-планов, по результатам которого можно получить денежный приз, чтобы начать свой бизнес.
СБ: Как проходила учеба?
Л. С.: Программа длилась 11 месяцев. В школе нам сразу сообщили, что за это время мы пройдем двухлетнюю программу, что по определению означало очень напряженный график работы с одной свободной субботой в месяц. Очень много групповых заданий и проектов с реальными фирмами. Особенностью института являлось привлечение профессиональных психологов: каждый участник мог воспользоваться их услугами на 40 часов. Это очень помогало.
Основной упор в учебе был сделан на управлении и лидерстве. Школа ставила участников в ситуации, где ты либо выживешь и станешь нормальным человеком, либо со всеми разругаешься и уйдешь ? просто отсидеться или не конфликтовать было невозможно. И это было здорово: такого опыта налаживания и ?разруливания? межличностных отношений со всеми представителями земного шара (40 национальностей) у меня ни до, ни после не было. Это очень помогло при последующей работе в Shell.
Ю. К.: Моя программа длится полные два года, за это время каждый студент должен пройти набор обязательных фундаментальных курсов, таких как ?Экономика?, ?Финансы?, ?Бухучет?, ?Маркетинг?, ?Организация производства?, и ?Лидерство?. По окончании фундаментальных курсов студент выбирает специализацию, в который он наиболее заинтересован, например ?Маркетинг? или ?Управление производством? или ?Менеджмент в сфере здравоохранения? и т. д. Каждая специализация предлагает огромный выбор курсов. Студенты могут сочетать несколько таких специализаций.
СБ: Действительно ли вы получили новые знания? Если да, то оцените по 5-балльной системе их уровень.
Л.С.: У меня свое понимание МВА. Для меня это не столько получение фундаментальных знаний, сколько понимание того, что сегодня востребовано международным рынком, и возможность найти работу. Ну а уровень знаний оценю на 5 баллов.
Ю.К.: Да, 5 баллов. Абсолютно согласна с оценкой Леонида.
Новые знания действительно приходят, и приходят они от профессоров, от одноклассников, от бизнесменов, которые посещают нашу школу. Причем, знания практиче ские, основанные на изучении реальных ситуаций. Например, на прошлой неделе в классе мы обсуждали стратегию инвестиционной компании Edward Jones, и в процессе обсуждения многие студенты поделились собственным опытом и подходом к проблеме, а на следующий день президент данной компании пришел к нам в класс и высказал свою позицию по обсуждаемым вопросам.
СБ: Можно ли назвать полученные знания разносторонними?
Л.С.: Я окончил ?инжек? УГТУ-УПИ (специальность ?Управление предприятиями машиностроения?), поэтому мне трудно сравнивать или дать непредвзятую оценку. Еще раз повторю, что в МВА люди идут не за знаниями, а найти работу.
Ю.К.: Класс состоит из представителей разных стран и континентов с самым разнообразным опытом работы, каждый имеет собственные суждения и подходы к решению задач. Таким образом происходит постоянный обмен опытом и идеями. Так что знания получаются разноплановыми.
СБ: Насколько значительна разница между отечественным и западным образованием?
Л.С.: По-моему, они во многом близки.
Ю.К.: В первую очередь, отличается метод обучения. В России мы чаще слушали лекции, здесь мы обсуждаем кейсы, разыгрываем бизнесситуации, решаем проблемы, с которыми к нам приходят предприниматели. Методики получения практических знаний и обмена опытом очень четко отработаны в США. Мое образование в России было более академическим, но следует учесть, что я получала образование в середине 90-х, и думаю, что с тех пор новые методы обучения были адаптированы российскими вузами. Более того, я уверена, что в настоящее время российские программы MBA не уступают западным программам по качеству обучения. Плюс зарубежных программ ? в возможности окунуться в очень диверсифицированную интернациональную среду, научиться строить отношения с невероятным разнообразием индивидуумов, понимать особенности разных культур и использовать эти знания в бизнес-практике.
Это прекрасная возможность научиться лидерству. Условия здесь далеко не курортные. Нагрузка такая, что едва хватает времени поесть, а недосыпание ? это вообще норма жизни. Сроки очень жесткие как для индивидуальных, так и для групповых проектов. Группы создаются так, чтобы люди в них были совершенно разные по всем критериям: образованию, опыту работы, этническому происхождению и т. д. И все эти люди ? уже состоявшиеся лидеры с опытом управленческой работы. Конфликт рождается неизбежно, и задача каждого сделать его конструктивным, а не разрушительным.
Еще хочу отметить особенности экзаменации. Экзаменационные задания обычно намного сложнее материала, который рассматривался в классе и, тем более, чем тот, что содержится в учебнике. Запоминание шаблонов не имеет смысла, нужно действительно владеть предметом, чтобы сдать экзамен. Система оценок тоже другая. Сначала все студенты оцениваются по количеству и качеству выполненных заданий, затем определяется некий средний уровень. Те, кто намного выше среднего уровня, получают ?отлично?, плюс-минус около среднего уровня ? ?хорошо?, заметно ниже среднего ? ?удовлетворительно? и значительно ниже среднего ? ?не сдали?. То есть, чем сильнее класс, тем сложнее получить отличную оценку.
СБ: Каков объем затраченных на учебу средств?
Л.С.: Порядка 100 тыс. у. е.
Ю.К.: Обучение в топ-школах в США и Европе стоит $30?40 тыс. в год. Однако не спешите делать выводы о недоступности этого образования. Если вы имеете солидный опыт работы и/или сдали тесты на очень высокие балы и/или имеете красный диплом из российского университета и/или защитили диссертацию и/или уникальны в чем-то еще, школа может выделить вам ?скалоршип? (стипендию) в размере до 100% от стоимости обучения. Плюс вы имеете возможность получить кредит на образование в американском банке.
СБ: Оправданы ли были эти затраты?
Л.С.: Да. Стало понятно, как выстроена структура западных корпораций. В итоге я получил пять предложений по работе и выбрал лучшее. Сейчас живу в Европе, много путешествую, нормальный баланс по времени между работой и семьей.
СБ: Что можете порекомендовать потенциальным участникам MBA в западных университетах?
Л.С.: Если хочется ? надо делать, а если нет, то не надо и начинать.
МВА ? это возможность понять, сколько вы стоите на международном рынке труда.
МВА ? это своеобразная лотерея, никто не дает гарантии, что выпадет счастливый билет. Но кто не рискует, тот не пьет шампанское. Удачи!
Наш словарь:
GMAT (Graduate Management Admission Test) ? международный тест, оценивающий математические и аналитические и логические способности претендентов на поступление в бизнес-школы, уровень их общего развития и знание английского языка
TOEFL (Test of English as a Foreign Language) ? международный экзамен по английскому языку как иностранному. Основная его цель ? оценить уровень подготовки тех, для кого английский язык не является родным. Предоставление результатов TOEFL является необходимым условием для поступления во все международные бизнес-школы