Марта СКРИПКА
Средний и малый бизнес порой могут обрасти крупными проблемами.
Если вдруг ваше дело стало напоминать зыбучие пески, трясину или черную дыру, а ощущение счастья от того что вы сам себе хозяин сменилось ощущением безысходности, значит пришло время вынужденных перемен.
Кризисные явления в бизнесе не редкость. А значит, не редко и антикризисное управление предприятием. Любое предприятие, даже торговля горячими пирожками, может пострадать от множества неблагоприятных факторов.
Причин много, кризис на предприятии может быть вызван как внешними, так и внутренними факторами. Эффективность антикризисного управления зависит от множества факторов.
Вы можете и должны сосредоточиться на преодолении внутренних факторов кризиса. Среди них стратегические просчеты, нерациональное использование ресурсов, в том числе и времени, плохая организационная составляющая и другие.
Полностью выявить причины и оценить масштабы кризиса на предприятии могут антикризисные специалисты, аудиторы. Специалист по антикризисному управлению поставит правильный диагноз и выявит причины кризиса на предприятии. Здесь важен взгляд со стороны и комплексный подход, необходима объективность и непредвзятость, а также специальные знания антикризисного менеджмента и, конечно же, опыт.
Специалист проведет оценку сигналов изменения состояния фирмы, ее конкурентный статус на рынке, финансовую и кредитную политику. Составит прогноз дальнейшего развития ситуации.
АНТИКРИЗИСНЫЕ НОВОВВЕДЕНИЯ ДОЛЖНЫ НОСИТЬ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР, ЗДЕСЬ ВАЖНА СИСТЕМНОСТЬ.
Если вы владелец малого и среднего бизнеса, то у вас может возникнуть желание самому справиться с кризисом на своем предприятии, самому стать антикризисным управляющим. Что же вы как руководитель можете предпринять, прежде всего, в условиях кризиса? Каковы экстренные меры?
- Обычно первое, что предпринимают в такой ситуации — это сокращение затрат. Это логически обоснованный ход, ведь вся цель изменений сводится к уменьшению затрат и увеличению прибыли. Проанализируйте все издержки, возможно, вы заранее знаете, какие из них можно сократить.
- Увеличение денежных поступлений. Возможно, привлечение новых кредитов. Второй шаг, продиктованный логикой.
- Реструктуризация долгов. Пересмотрите свои кредитные обязательства и обратитесь к кредиторам с целью изменения сроков, объемов платежей. Так все заинтересованы в возврате средств, то в основном идут на встречу.
- Определите дальнейший путь развития. Это этап стратегической постановки целей на ближайшее будущее. На чем именно нужно сосредоточить усилия.
- Реструктуризация предприятия. Это глубокие изменения в существующей организации. Этот метод используется, если другие не дают значительных результатов.
Изменяются способы и формы ведения хозяйственной деятельности.
Кризис как и болезнь лучше предотвратить чем потом лечить. Поэтому старайтесь придерживаться следующих рекомендаций:
- Оптимизация — более гуманное вмешательство, чем антикризисное управление и является его частью. Оно актуально в тех случаях, когда ощущается застой или вы чувствуете, что дело может приносить больший доход и не требует радикальных мер. Это скорее превентивная мера и вы должны взять ее на вооружение. Тогда вам не понадобится антикризисное управление.
- Новшества на предприятии — естественный способ роста и развития бизнеса. Следите за инновациями в вашей отрасли и вводите их по мере возможности.
- Стимулирование потребления поможет вашему делу в любом случае.
- Создание антикризисного фонда. Такой фонд поможет вам сократить потери и более гибко преодолеть кризис.
Антикризисное управление требует гибкого мышления и крепких нервов. Освободить предприятие из оков кризиса это значит дать ему новую жизнь. Всё же лучше чем антикризисное управление — такой способ управления, который не допустит возникновения кризиса, а если причины его внешние, то и встретит проблемы во всеоружии.