Бизнес начинается с бизнес-плана

ВЫ ЗАТЕВАЕТЕ НОВЫЙ БИЗНЕС? ВЫ ХОТИТЕ УЛУЧШИТЬ СВОЕ ДЕЛО? ВЫ ИЩЕТЕ, ГДЕ БЫ ВЗЯТЬ ДЕНЕГ? ТОГДА ВАМ НУЖЕН БИЗНЕС-ПЛАН!

Наталья ГАЛАШОВА,
Андрей ГУБАНОВ

Бизнес-план ? это документ, в котором с экономической точностью должна быть доказана ?теорема? о том, что вложенные инвестором деньги будут возвращены ему с прибылью.

Лазарь Циферблат*

К составлению бизнес-плана российский бизнес прибегает, как правило, в одном из трех случаев:

  • когда пытается оценить перспективы нового проекта;
  • планирует повысить эффективность бизнеса (улучшить бизнес);
  • хочет занять денег (привлечь инвесторов).

Рассмотрим каждый случай подробнее.

Оценить перспективы проекта

Итак, случай первый? Собственно, с планирования начинается любой бизнес. Правда, чаще всего этот процесс происходит достаточно сумбурно и его результатом является несколько разнокалиберных листочков, покрытых колонками цифр, в которых, кроме самого автора, в принципе, никто не сможет разобраться. Однако этих рунических письмен многим новоявленным предпринимателям достаточно, чтобы на их основании развить бурную деятельность? и такой бизнес вполне может выжить и принести прибыль.

Хотя, как показывает опыт, если бы все начинающие бизнесмены начинали с составления полноценного плана, то процент ?выживших? был бы ощутимо выше. Даже если бы бизнес-план составлял человек, не имеющий специальной подготовки. Вот, например, недавний случай. Некий екатеринбургский предприниматель решил издавать газету для ?среднего класса с активной жизненной позицией?. Подключив к делу знакомого социолога, он получил ?портрет? своего читателя (возраст, доход, семейное положение, интересы и пр.). Потом наш герой вооружился данными исследований ?Левады-центра?, ?Эксперт РА? и Фонда ?Социум? (опубликованными в открытой печати) и выяснил, что хотя потенциальных читателей его газеты в Екатеринбурге не менее 120 тыс., но 80?90% из них категорически отказываются читать что-либо помимо ?Спид-Инфо?, ?Космополитен? и ?За рулем?. В итоге аудитория ?усохла? до 10?20 тыс. человек. И этого бы хватило. Однако практика показывает, что для завоевания интереса 10?30% потенциальных читателей новому изданию требуется несколько лет. Следовательно, задуманной газете в течение года-двух пришлось бы выходить тиражом 2?4 тыс. экземпляров, что не обеспечивало бы должного интереса рекламодателей и, соответственно, доходов? Проект пришлось свернуть в самом начале. Тем не менее наш предприниматель спустя полгода, после соответствующих исследований, начал другой бизнес, который, кстати, живет и развивается поныне.

Заметим, что оценка перспектив нужна не только при рождении нового проекта. Она пригодится при переходе бизнеса на новый этап. Например, как сообщил директор департамента управленческого консалтинга ГК ?Система? Павел Здравомыслов, недавно ему пришлось составлять бизнес-план и маркетинговое обоснование для подразделения крупного завода, которое решило выделиться в отдельное предприятие. Сложность была в том, что это подразделение, входившее в состав крупного предприятия, имело только одного потребителя своих услуг ? собственно, то самое предприятие. Если же цех уходил на вольные хлеба, то возникал вопрос: сможет ли он выжить без своего основного потребителя, найдет ли его продукция свой рынок сбыта в новых условиях? Как показали исследования, спрос на свои услуги ?новорожденный? бизнес найдет и на свободном рынке. Поэтому было принято решение о выделении цеха в отдельное предприятие.

Повысить эффективность бизнеса

Бизнес-план может превратиться в руководство к действию для менеджеров предприятия. После утверждения бизнес-плана идет отслеживание его выполнения и контроль за отклонениями от плановых показателей. Как заметил начальник управления малого и среднего бизнеса ОАО ?ВУЗ-банк? Дмитрий Попов: ?Бизнес-план нужен любому бизнесмену, не только для начала нового проекта, но и для эффективного управления дейст вующим бизнесом. Процесс изложения на бумаге помогает самому бизнесмену взглянуть на проект немного со стороны, сосредоточиться на сильных и слабых сторонах проекта, возможностях и угрозах?.

Занять денег (заинтересовать инвестора)

И все-таки чаще всего российский предприниматель берется за написание бизнес-плана, когда ему нужны деньги. Хотя банки не кредитуют бизнес под ?голый? бизнес-план, но его наличие (плюсом к финансовой документации и залоговому имуществу) будет учтено кредитным экспертом и повысит шансы на получение нужной суммы. Однако, составляя бизнес-план для банка (инвестора), следует помнить, что ни одно кредитное учреждение не станет разговаривать с предпринимателем, который вместо серьезных исследований и расчетов предоставит некие ?благорастворения в воздусях?. Проще говоря, в бизнес-плане надежды на будущее преуспевание должны быть подкреплены цифрами, графиками и (внимание!) задевающим за живое вступительным словом ? резюме. В этом самом резюме должны быть отображены основные положения бизнес-плана и главные аргументы в защиту его экономической эффективности.

Как замечают эксперты, потенциальные инвесторы полностью и до конца читают только резюме. Поэтому оно должно исчерпывающе отвечать на основные вопросы инвестора, а его язык должен быть понятен обычному человеку. Ведь кредитный эксперт может не разбираться в деревянном зодчестве или, например, в кролиководстве. Из интересных примеров привлечения инвестиций под грамотно разработанный бизнес-план можно упомянуть организацию производства ?щадящих? рентгеновских трубок, разработанных уральскими учеными, или, например, создание в Екатеринбурге интерактивного телеканала. Его идею телевизионщики позаимствовали за рубежом. А средства на ее реализацию они получили, предъявив инвесторам бизнес-план, содержащий, в том числе, результаты маркетингового исследования, подтвердившего, что среди горожан будет спрос на услуги канала, зрители которого смогут сами формировать программы, выбирая конкретные фильмы и передачи и определяя удобное время просмотра.

Кто составит бизнес-план?

Итак, вы пришли к выводу, что вам нужен полноценный грамотно оформленный бизнес-план. Вы можете выбрать один из двух вариантов.

Первый ? обратиться к профессионалам в консалтинговую фирму. Правда, услуги консультантов недешевы. Составление бизнес-плана без проведения маркетинговых исследований, на основе информации, предоставленной заказчиком, стоит в среднем от $2000, разработка бизнес-плана с проведением маркетинговых исследований ? от $3000, экспертиза готовых бизнес-планов ? от $300. Бизнес-план, над которым поработали профессионалы, показывает серьезность намерений заемщика и резко повышает вероятность успешного результата при общении с инвестором. При этом для малого бизнеса лучше (и дешевле) обсудить с экспертом уже готовый план, а для среднего предприятия ? заказать разработку и сопровождение.

Второй путь ? делать бизнес-план самостоятельно, обложившись книгами, уже в процессе работы постигая основы финансового анализа и маркетинга. Как правило, для малого предприятия бизнесплан составляет руководитель (часто он же хозяин). На средних и крупных предприятиях обычно создается рабочая группа, в которую входят ведущие специалисты по соответствующим направлениям. Своими силами приемлемый бизнес-план можно подготовить в течение нескольких недель. В помощь составителям бизнеспланов создано множество программных продуктов. Наиболее популярны ? Project Expert и Альт-Инвест. Правда, ни одна программа не заменит профессионального эксперта.

Как выглядит бизнес-план

Самое главное, что должен содержать бизнес-план, это ответы на два вопроса: ?Почему предложенный бизнес жизнеспособен? И насколько он прибыльный?? Причем расчет прибыльности должен содержать обоснование планируемой доходности и доказательство того, что прописанный в нем уровень дохода не завышен, а расходы не занижены. Бизнес-план должен быть написан в расчете на человека, не знакомого с вашим бизнесом. Вот как выглядит примерная структура бизнес-плана.

? Резюме

Резюме ? это фактически самостоятельный рекламный документ. Если вы составляете бизнес-план для привлечения инвестиций или заемных средств, то помните, что резюме ? это единственная часть, которую будут читать большинство потенциальных инвесторов (членов кредитного комитета). А им интересно следующее: размер и цели инвестиций (кредита), предполагаемые сроки погашения, гарантии, наличие других инвесторов и собственных средств у предпринимателя. Ну и конечно, их заинтересует жизнеспособность и прибыльность проекта. В итоге мы получили следующую формулу: резюме должно занимать 3?4 страницы и содержать основные положения бизнес-плана.

Описание предприятия

Этот раздел содержит подробную информацию о вашем бизнесе, как-то:

  • общие сведения о предприятии;
  • финансово-экономические показатели;
  • структура управления и кадровый состав;
  • продукция;
  • достижения;
  • перспективы состояния отрасли экономики, к которой относится предприятие;
  • партнерские связи.

Описание продукции

Здесь надо рассказать о продукции (услугах), технологии производства, подчеркнуть уникальность продукта и его преимущества перед тем, что имеется на рынке (качество, стоимость, новые свойства, уникальный набор характеристик и т. д.). Расскажите о возможностях совершенствования продукции и о причинах, препятствующих вторжению конкурентов на ваш рынок (патенты, другие ноу-хау, эксклюзивные права на распространение или торговые марки и т. д.).

Маркетинг и сбыт

Именно этот раздел отвечает на один из двух главных вопросов: почему предложенный бизнес жизнеспособен? План маркетинга должен показать, что клиенты будут покупать вашу продукцию и что спрос будет достаточным для окупаемости бизнеса. В этом разделе надо описать ценообразование, схему распространения товаров, рекламу, методы стимулирования продаж, формирования имиджа. В идеале основой для этого раздела должны стать результаты маркетингового исследования, проведенного специальной организацией.

Производственный план

Это описание промплощадок, производственных процессов и взаимоотношений с поставщиками сырья и услуг. В этом разделе следует также указать, насколько быстро может быть увеличен или сокращен выпуск продукции.

Организационный план

Описание команды управленцев и ведущих специалистов (кадровый состав, зарплата, мотивация и т. д.). Кроме того, этот раздел описывает организационную структуру бизнеса, содержит график реализации проекта.

Финансовый план

Содержит ответ на второй главный вопрос: насколько предложенный бизнес прибыльный? Здесь приводятся смета расходов на реализацию проекта, затраты на производство продукции, таблица расходов и доходов, прогнозируется баланс, потребность и источники финансирования.

Риски и гарантии

В этом разделе показываются предпринимательские риски и возможные форс-мажорные обстоятельства, приводятся гарантии возврата средств партнерам и инвесторам.

Распространенные ошибки при написании бизнес-плана

  • Слабое знание рынка, его потенциальной емкости, позиций конкурентов на рынке, неправильная оценка спроса на товар.
  • Нет четкого обоснования объема финансирования, не указано, сколько средств само предприятие вкладывает в проект.
  • Ошибки, связанные с несопоставимостью используемых в расчетах цен, например, не учитывается инфляция.
  • Закладывается нереальный размер зарплаты, на которую невозможно привлечь персонал нужной квалификации.
  • Не продуманы вопросы управления, организационной структуры ? непонятно, кто за что отвечает.
  • При ценообразовании не учитываются все надбавки, не просчитывается цена товара ?на полке?.
  • Бизнес-план строится без учета жизненного цикла товара.
  • Не продуманы способы продвижения товара, его реклама.

Советы по составлению бизнес-плана

Бизнес-план ? это лицо фирмы, поэтому позаботьтесь о том, чтобы его оформление создавало впечатление о вас как о серьезной и преуспевающей фирме: оно должно быть привлекательным, но неброским. Рекомендуемый объем бизнес-плана ? не более 30?40 страниц. Текст должен быть простым и понятным, с использованием общедоступных терминов.
Принимать окончательное решение по бизнес-плану будут финансисты, люди далекие от техники, поэтому следует избегать чисто технических подробностей.

Обсудить статью


* Лазарь Циферблат ? профессиональный бизнес-консультант, директор по развитию бизнеса концерна ?Саров?

Check Also

Пять способов найти деньги для своего бизнеса

Если задать сотне действующих предпринимателей один и тот же вопрос ? какая проблема сильнее всего мешает им развивать свой бизнес ? едва ли не каждый вспомнит про деньги.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика