Мы продолжаем рубрику ?финансовые притчи?. В ней мы рассказываем простые истории из жизни, исполненные глубокого смысла. Чтобы было интересно и поучительно
В конце позапрошлого века скандалы вокруг строительства Панамского канала были столь громкими, а потери акционеров (и держателей облигаций) строительной компании столь велики, что с тех пор слово ?Панама? стало нарицательным. До недавнего времени ?Панамой? называли всякое крупное мошенничество или аферу. Из истории этого строительства можно сделать чуть ли не десяток притч. Сегодня мы расскажем одну из них. Притчу о страновых рисках?
В давние времена, больше ста лет назад, ?Международная компания? француза Фердинана де Лессепса получила у Колумбии концессию на строительство Панамского канала (именно на территории Колумбии того времени находится самое узкое место Панамского перешейка). Рынок мгновенно раскупил акции этой компании на сумму 600 млн. золотых франков. Но из-за финансовых афер и инженерных ошибок француз не смог построить канал, и в 1887 г. его компания разорилась. Цена акций обанкротившейся компании несколько лет колебалась около нуля. Владельцы избавлялись от бумаг за любую цену.
А потом некая структура ?Compagnie Nouvelle? скупила контрольный пакет ?Международной компании? менее чем за миллион долларов. Финансистам не нужна была давно проржавевшая техника, брошенная французами в панамских лесах. Зато им нравилось, что ?Международная компания? до сих пор владеет концессией на строительство канала. Новые владельцы рассчитывали дорого продать компанию вместе с концессией тому, кто все-таки решит построить Панамский канал.
И действительно, строить канал захотели Соединенные Штаты Америки. Но Колумбия не разрешала им этого делать, потому что у США не было концессии. Президент США Теодор Рузвельт был в печали. И тогда к нему пришел представитель ?Compagnie Nouvelle? и сказал:
? Здравствуй, Теодор. У меня есть компания, владеющая концессией на строительство Панамского канала. Купи ее у меня.
? А сколько ты за нее хочешь? ? спросил Рузвельт?
Они долго торговались, и США купили ?Международную компанию? за безумные по тем временам $40 млн. И строители в звездно-полосатых комбинезонах взяли лопаты и поехали в Колумбию строить Панамский канал? Но их оттуда выгнали.
Оказывается, пока Рузвельт торговался с ?Compagnie Nouvelle?, в Колумбии произошла революция, и на ее месте возникла другая страна ? Республика Колумбия. Она категорически отказалась признать концессию, выданную прежним государством. Акции ?Международной компании?, купленные за $40 млн., в одну секунду превратились в пыль.
Теодор Рузвельт знал, что при сделках с ценными бумагами стоит помнить о страновых рисках (страновой риск ? это риск изменения текущих или будущих экономических, политических, социальных и многих других условий, которые могут повлиять на политическую устойчивость, в данном случае, правительства в плане его возможности отвечать по внешним обязательствам), но он не смог предугадать, насколько сильно эти риски ударят по акциям, купленным Соединенными Штатами. Возможно, если бы он подробно изучил политическую ситуацию в Колумбии, то не пошел бы на эту сделку?
С тех пор все грамотные инвесторы стараются учитывать страновые риски и осторожно вкладывают деньги в акции компаний, ведущих свою деятельность в странах с нестабильным режимом или в странах, которые могут расколоться на части (к последним, кстати, некоторые политики относят и Россию).
P.S.
Теодор Рузвельт не был бы президентом Соединенных Штатов если бы не нашел выход. И вот какой: США профинансировали еще одну колумбийскую революцию, в результате которой от Республики Колумбия откололось независимое государство ? Республика Панама. В ходе подготовки революции и сразу после ее завершения власти новой независимой республики получили от США более $10 млн. В обмен Штаты получили разрешение на строительство канала.
Его строительство завершилось 15 августа 1914 г. Но торжеств по этому случаю почти не было. В этот день германские войска вторглись в Бельгию. Шла Первая мировая война… Но это притча уже о других рисках фондового рынка.