Можно ли защитить принадлежащие вам антиквариат и предметы искусства?
Как-то раз Пикассо заказал краснодеревщику набор мебели для загородного дома. Для наглядности он быстро набросал эскиз и спросил
? Сколько это будет стоить?
? Нисколько! Только подпишите эскиз.
Вложения ?в искусство? и коллекционирование становятся все более привлекательным инструментом инвестиций. Может быть, стабилизировавшаяся обстановка в стране сказывается, может ? стремление показать, мол, не одной нефтью сыты, а может быть, просто процессы покупки предметов искусства и антиквариата стали несколько более открытыми. Правда, такими ?инвестициями? обычно занимаются люди увлеченные, которые в большинстве своем даже не планируют впоследствии продавать предметы своей страсти. Тем не менее факт остается фактом: с каждым уходящим годом коллекция монет, картина или просто сервиз выпуска 1940 г. становятся дороже. О том, как обезопасить состояние, выраженное в искусстве, и пойдет сегодня наш рассказ.
Секреты антикваров
Условно к категории вещей, имеющих историческую ценность, относятся предметы, произведенные более 50 лет тому назад (иногда границу проводят на возрасте 100 лет).
Допустим, вы хотите застраховать пару серебряных канделябров собственной прапрабабушки. Разумеется, никакого договора куплипродажи, который подтвердит стоимость и происхождение имущества, у вас нет ? в лучшем случае имеется завещание. В этом случае вам, скорее всего, предложат застраховать ценности на сумму, соответствующую ценам на серебро на мировом рынке. Однако историко-художественной ценности предметов для вас в данной ситуации никто не отменял, и поэтому ваш путь к страховщику пойдет через независимого эксперта. Чаще всего это оценочная организация, имеющая лицензию на право оценки таких предметов. Стоит отметить, что сама экспертиза может стоить достаточно дорого, и, в частности, поэтому на нее идут только в случае владения действительно ценными и старинными предметами.
Экспертизу подлинности могут провести также реставрационные мастерские и государственные музеи. Однако заключение от них будет доступно только юридическим лицам. Частные же коллекционеры могут рассчитывать в лучшем случае на краткую устную консультацию, юридической силы не имеющую.
Если чайное ситечко, предположительно принадлежавшее ранее Эллочке-Людоедке, вы купили на аукционе или в антикварной галерее, то все значительно проще ? нужные документы, подтверждающие подлинность и ценность предмета, у вас уже будут.
Кто измерит гармонию?
То же самое касается картин, руко писей и прочих предметов, имеющих, помимо исторической, еще и культурную ценность. Разве что искусство для признания его ?сверхценности? вовсе не обязано быть старым.
Алгоритм действий примерно такой же: если вы купили картину по официальным каналам ? сертификат подлинности и документы, необходимые для защиты объекта, у вас будут. Если предмет искусства появился у вас другим путем (не будем подробно уточнять каким, это, может быть, и просто ?художник подарил?) ? то для официальной защиты вашего сокровища придется пройти и через оценщика, и через эксперта-искусствоведа (часто это одно и то же лицо, которое вместе с проверкой на подлинность определяет и стоимость необычной вещи в соответствии с ее возрастом и художественной ценностью).
При наследовании и дарении объекта, представляющего художественную или историческую ценность, не следует пренебрегать услугами нотариуса ? если вы планируете в дальнейшем, скажем, использовать данный предмет как залог или обеспечение, то происхождение его должно быть прозрачно настолько, насколько это возможно.
Под щитом
Итак, наш ?артефакт? отныне находится на легальном положении ? теперь его можно застраховать. Отметим заранее: страховка вещей, имеющих историческую или художественную ценность (как и многого другого движимого имущества, за исключением автомобилей), практически всегда привязана к месту его нахождения: если предмет искусства или антиквариата покидает прописанное в договоре место, ответственность страховщика на этом заканчивается. При страховке объекта при транспортировке в договоре должны быть прописаны подробно ее условия и маршрут. В первую очередь страховщики доверяют репутации транспортной компании; в идеале такая компания тоже должна иметь лицензию на перевозку особо ценных вещей.
От чего может защитить страховка?
- от пожаров и взрывов (бытового газа, например);
- от противоправных действий третьих лиц ? хищений, повреждений, поджогов, актов вандализма;
- от упомянутых уже повреждений и утраты при загрузке-разгрузке и транспортировке ценного предмета;
- от заливов и вообще повреждений, вызванных водой;
- от утраты одного из парных предметов (актуально для примера с канделябрами: если исчезнет один, то стоимость будет возмещена практически как за утрату комплекта);
- от стихийных бедствий;
- может быть предусмотрена защита от терактов.
Помимо этого, могут рассматриваться и специализированные риски. Например, вследствие частичного повреждения предмета искусства, когда может потребоваться реконструкция, которая хотя и вернет предмету прежний вид, но уменьшит его ценность как полностью подлинного, страховая компания может возместить разницу между первоначальной стоимостью вещи и тем, сколько она будет стоить в отреставрированном виде.
Не страхуются такие риски, как государственная конфискация, повреждение или утрата предмета страхования в условиях забастовки или войны. Если застрахованный предмет хранится в плохих условиях, не соблюдаются правила ухода за ним, например, в помещении был недопустимый уровень влажности, вызвавший коррозию, ? это, разумеется, тоже нестраховой случай.
Отдельная песня ? ?титульное? страхование ?артефактов?, защита от утраты права собственности (например, от риска того, что ?на горизонте? появился наследник бывшего владельца ценного предмета, у которого он пропал еще при эвакуации во время Великой Отечественной). Такого страхования обычно просто нет, так как путь древних предметов от изготовителя к нынешнему владельцу в частную коллекцию слишком часто извилист и полон белых пятен и черных дыр.
Плата хранителю
Тарифы для страхования предметов, представляющих историческую и художественную ценность, всегда формируются в индивидуальном порядке. Стоимость страховки может зависеть, например, от количества рисков, от которых клиент хотел бы застраховаться (например, взять ?полный пакет? или обезопасить объект только от пожаров и взрывов), а также от самого объекта, от условий его хранения, от того, будет выставляться объект на всеобщее обозрение или нет, и так далее. Плата за страховку разных предметов с полностью одинаковым набором рисков может составить и 0,8%, и 2,5% от оценочной стоимости объекта. Критичными параметрами для определения страхового тарифа являются наличие охраны, видеонаблюдения, сигнализации, систем пожаротушения. Содержание объекта в частном коттедже может обойтись дороже, чем если бы он хранился в специализированной галерее или в хорошо охраняемом многоквартирном доме. При включении разных наборов рисков ?вилка? предполагаемых размеров страхового тарифа ? от 0,5% до 4% от стоимости объекта страхования, причем 3?4% встречаются довольно редко. Страховщик может отказаться компенсировать ущерб, если он был причинен объекту страхования из-за халатности хозяина и несоблюдения условий хранения ценного предмета.
Куда улетел демон?
Владеть предметами искусства в нашей стране уже можно, но, кажется, далеко не всем.
Нетак давно, в 2006 г., в Приморскую государственную картинную галерею вернули рисунок Михаила Врубеля под названием ?Демон Летящий?. До 1939 г. он хранился в Третьяковской галерее, а впоследствии ?переехал? во Владивосток, откуда и был похищен в 1945 г. при крайне загадочных обстоятельствах.
?Всплыл? ?Демон? в одной из антикварных лавочек города Челябинска. Там его и приобрел частный коллекционер, который решил впоследствии проверить, Врубель или не Врубель. Поэтому эскиз оказался в мастерских Центра им. Грабаря, где по сохранившемуся инвентарному номеру происхождение рисунка установили.
Однако у коллекционера не было официального договора, на основании которого картина была приобретена. И вместо благодарности за открытое возвращение утерянного ценного объекта в ?культурный слой? было обычное изъятие. С помпой и триумфом ?Демон? улетел во Владивосток, а коллекционеры и любители ?откапывать? старину наглядно убедились в собственном бесправии.
Важно! Откуда взял?
Один из самых главных вопросов при регистрации ?свежепроявившегося? предмета искусства или старинной вещи ? это история и происхождение, которое специалисты называют ?провенанс?. Если учитывать то, что во время Октябрьской революции очень большое количество ценных вещей потеряло хозяев и вообще в течение 70 лет им не уделялось должного внимания, то значительное количество ?отечественных? находок ? картин, икон, антиквариата ? в лучшем случае, может оказаться недооцененным, в случае похуже ? принадлежащим другим людям, а в самом плохом ? подделками. Наличие ясного ?провенанса? может увеличить официальную стоимость вещи в несколько раз.
Частник в поле не воин?
Для музеев, частных выставок и других юридических лиц страхование находящихся в их ведении ?артефактов? ? дело привычное. Периодически музеи и галереи устраивают тендеры на оказание таких услуг среди страховых компаний, и в них участвуют крупные федеральные страховщики, которых не пугает столь большая ответственность. Для организации экспозиций из-за рубежа часто прибегают к помощи крупных иностранных страховщиков.
Другое дело ? частные коллекционеры. Как было упомянуто ранее, официальная защита предусматривает раскрытие информации о происхождении собственной коллекции, на что владельцы коллекций не всегда готовы пойти. В результате подавляющее большинство коллекций или просто ценных предметов, находящихся в частной собственности, лишены какой-либо страховой защиты. И это притом, что украсть что-то ценное из музея гораздо сложнее, чем из частной коллекции. Поэтому для хранения особенно ценных вещей ?частники? чаще используют банковские ячейки.
?Трудная? страховка
Владелец предметов искусства, проживающий в Москве или Санкт-Петербурге, испытает при страховании своей коллекции гораздо меньше неудобств, чем живущий, например, на Урале или в Сибири.
Одна из причин такого положения дел ? отсутствие на местах профессиональных экспертов: искусствоведов, специалистов по ?старине? и оценщиков ?артефактов?. Постоянный спрос на их услуги существует, главным образом, вблизи ?культурных центров?. Поэтому ценная старинная вещь или предмет искусства, принадлежащие екатеринбургскому коллекционеру, дабы обрести статус художественно-значимого объекта, обычно должны пройти сквозь ?московские руки?. Страховщики тоже не очень охотно берутся страховать ?непонятные?, нетипичные объекты.
Выход для ?официальных? владельцев ?артефактов? в этом случае ? обращаться в крупные федеральные страховые компании, имеющие сильные отделения в регионах России. Как правило, для обеспечения страховой защиты региональному страховому офису необходимо согласование этой процедуры с ?центром?, однако местные специалисты по страхованию сами смогут осмотреть место и условия хранения, передать копии документов и фотографии объекта и получить разрешение на страхование на основании этих сведений.
Следует отметить, что страховщики обычно имеют право иногда проверять, как ?поживает? застрахованный ими предмет искусства, не мокнет, не мерзнет ли, поэтому, пожалуй, стоит относиться к собственным застрахованным сокровищам не менее ответственно, чем к незастрахованным. И дело здесь отнюдь не только в опасениях потерять деньги. Ведь забота о таких вещах ? это, фактически, ваш личный вклад в сохранение культуры.
Советы наших экспертов:
Олеся УСТЮГОВА, ведущий специалист по страхованию имущества Уральской дирекции ?РОСНО?:
? Если клиент желает застраховать обычные ценные вещи, такие, например, как шубы или ювелирные украшения, для определения страховой суммы будет достаточно платежных документов ? чеков, квитанций, иногда ? заключения обычного оценщика.
Если речь идет об особых объектах культурно-исторического наследия, то нужно решить две задачи.
Во-первых, необходимо правильно оценить имущество. Поэтому на осмотр выезжает оценщик или независимый эксперт для составления заключения о стоимости объекта.
Во-вторых, нужна верная стратегия подбора страховых рисков.