ТЮЛЬПАНОВЫЙ БУМ СТАЛ ПЕРВЫМ ПУЗЫРЕМ ФОНДОВОГО РЫНКА В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
В те далекие времена российские бояре еще не начали брить бороды, зато голландские крестьяне уже спекулировали фьючерсными контрактами? Хотя самое начало истории случилось еще раньше.
В 1593 г. ученый Клюзиус привез из Турции в Нидерланды луковицы тюльпанов. Через десять лет тюльпаны стали самой модной вещью в этой стране. Тем более что у них обнаружилось интересное свойство: иногда на участке того или иного цветовода вдруг появлялись бутоны невиданных ранее расцветок*. Они давали начало новому сорту, который в силу своей редкости стоил во много раз дороже обычных тюльпанов. Любой человек, владеющий хотя бы одной луковицей, мог сорвать джек-пот, то есть стать владельцем нового сорта и заработать на этом целое состояние.
В те годы тюльпаны считались символом богатства, и их покупали только очень обеспеченные голландцы. Однако постепенно в цветоводство стало приходить все больше и больше людей. Этот бизнес привлекал высокой доходностью. Тем более что чем больше появлялось новых цветоводов, тем больше они покупали луковиц, тем быстрее росли цены на них, а стало быть , увеличивалась доходность цветоводческого бизнеса.
Сезон торговли тюльпановыми луковицами в Голландии продолжается с середины весны до середины осени. Весной их выкапывают из земли, а осенью ? сажают, чтобы на следующую весну получить новый урожай. То есть с октября по май луковичный рынок замирает. Что никак не устраивало спекулянтов. Поэтому зимой в Голландии стали торговать ростками тюльпанов. Фактически в виде ростков продавались будущие луковицы, которые должны появиться только в мае. То есть мы имеем дело с прообразом фьючерсного контракта: покупается товар, поставка которого произойдет не сейчас, а через несколько месяцев. Те, кто покупал ростки по осенним ценам, могли продать народившиеся луковицы по ценам весны следующего года. С учетом общего роста курса луковиц доходность превышала 100% годовых.
Собственно, довольно быстро цветоводы смекнули, что можно продавать не ростки (вероятность гибели которых при пересадке достаточно высока), а контракты на поставку луковиц в будущем сезоне. Появились настоящие фьючерсные контракты. Тогда их называли ?расписками на право приобретения луковиц?**.
Торги ?расписками? регулярно проводились на фондовой бирже Амстердама. Кроме того, существовал и внебиржевой рынок фьючерсных контрактов. Осенью 1635 г. цветоводы уже распродали большую часть будущего урожая луковиц. После чего продавцами выступали люди, не имевшие никакого отношения к садово-парковым работам. Луковичный рынок перешел в откровенно спекулятивную фазу. Часто в рассказе об этом времени вспоминают фразу из книги ?Взлет и падение флоры?, изданной несколько лет спустя после описываемых событий: ?Дворянин покупает тюльпаны у трубочиста на 2000 флоринов и сразу продает их крестьянину, при этом ни дворянин, ни трубочист, ни крестьянин не имеет луковиц тюльпанов и их иметь не стремится. И так покупается, продается, обещается больше тюльпанов, чем их может вырастить земля Голландии?.
Тогда же, в 1635 г., сформировалась полноценная система биржевой луковичной торговли. В стране работало несколько бирж (коллегий), появились свои ?гуру луковичной аналитики?, даже издавался цветочный биржевой бюллетень с рекомендациями, в какие именно сорта выгоднее вкладывать деньги. В этот момент предметом спекуляций стали уже не сами луковицы, а фьючерсные контракты на их поставку. В течение двух лет луковицы особо редких сортов выросли в цене более чем в десять раз. Одна расписка на право покупки таких луковиц с октября по май могла быть перепродана десятки раз, все время повышаясь в цене. Но и при этом последний держатель ?расписки?, который получал в ее погашение луковицы, продав их, оказывался с огромными прибылями.
Обвал рынка тюльпанов случился ?по-современному? ? с выхода негативных прогнозов аналитиков. Во всяком случае, есть версия, что причиной падения цен стали советы экспертов снизить покупки луковиц. Рекомендации прозвучали в январе 1637 г., а уже 2 февраля покупки прекратились. Все только продавали. Возможно, именно в этот день началось самое колоссальное падение цен за всю историю человечества. За год тюльпаны подешевели в тысячи раз. Если в январе луковицу тюльпана продавали по цене 4600 флоринов (цена особняка или стада из 50 коров), то в ноябре она стоила как репчатый лук.
Усугубило проблему то, что огромное количество ?расписок? было куплено в кредит. Владельцы ничего не стоящих бумажек вынуждены были в уплату за них продавать дома, земельные наделы, да, собственно, все, что у них было. Из кризиса, порожденного падением цен на тюльпаны, экономика Нидерландов выходила несколько десятилетий?
* Позже выяснилось, что изменение окраски бутонов происходит из-за вирусного заболевания цветка.
** Считается, что первые фьючерсные контракты появились в 1710 г. на рисовой бирже японского города Осака. Однако голландские луковичные ?расписки? вошли в оборот раньше. Поэтому их можно считать первыми фьючерсами не только в Европе, но и в мире (хотя есть легенды о существовании фьючерсных контрактов еще в Древней Греции).