Заработав баснословные деньги на суэцком канале, инвесторы получили неимоверные убытки на панамском
Одна из первых притч, опубликованных в этой рубрике, касалась крупнейшей аферы за всю историю человечества ? строительства Панамского канала. И тогда же мы заметили, что из этого строительства можно сделать десяток притч. Сегодня мы расскажем вторую панамскую притчу о том, что прошлые успехи компании вовсе не гарантируют доходов в будущем.
Лучший проект столетия
В 70-е годы позапрошлого века Фердинан де Лессепс считался едва ли не самым талантливым и удачливым предпринимателем Европы. В газетах его именовали не иначе как ?Le Grand Francais? ? ?Великий Француз?. Такую славу Лессепсу принесла постройка Суэцкого канала (если кто не помнит, проходит он между Аравийским полуостровом и Африкой и позволяет судам проходить из Средиземного моря в Индийский океан, не огибая Африку).
Столь масштабный проект действительно был осуществлен на удивление удачно. В 1857 г., тогда еще малоизвестный, дипломат Лессепс удачно разместил акции компании, созданной для строительства канала (потом проводились дополнительные облигационные займы, но они были легко размещены и погашены). Через год начались земляные работы, а в 1859 г. по каналу пошли суда. Это было уже неплохо. Однако, действительно ошеломляющим результатом проекта, стал срок окупаемости канала.
Всего пять лет со дня запуска! Инвесторы Европы и Америки негласно присвоили Великому Французу высшую категорию надежности и доходности.
Панама ? это вам не Суэц
Находясь на волне популярности, Лессепс организует следующий инвестиционный мега-проект ? строительство Панамского канала. В 1880 г. блестяще прошло ?народное IPO? (публичное размещение акций) ?Международной Компании по строительству межокеанического Панамского канала?. Компания получила 600 млн. золотых франков и в 1881 г. начала копать.
Анекдот (почти в тему)
Учитель географии просит Вовочку рассказать о Панамском канале.
Тот, недолго думая: ? На прошлой неделе Алесий Кастро застрелил своего зятя ? Дулио Хунатия за то, что он связался с Агнесией… В то же время, поголовье морских котиков на западном побережье постоянно сокращается? А мультфильмы у них вообще неинтересные…
Учитель: ? Какие мультфильмы, причем тут котики? Кто такой Дулио Хунатий?!?
Вовочка: ? Ну, вы же сами просили рассказать про Панамский канал, а по нему только это и показывают.
Конструкцию канала, задуманного Фердинаном де Лессепсом, следует рассмотреть особо. Дело в том, что прежде, чем взяться всерьез за Панамский перешеек, тот специально собрал в Париже международный географический конгресс, где всерьез обсуждалась, например, возможность прокладки судоходного тоннеля под скалами перешейка или строительства железной дороги, способной перевозить суда через Панаму. И, тем не менее, победил проект самого Лессепса ? обычный канал на уровне моря, точно такой, как был построен в Суэце. И вот на этом-то Лессепс и прокололся.
Панамский перешеек ? это вам не плоская египетская пустыня. Чтобы срыть его до нулевой отметки, надо перекидать в сотни раз больше земли.
Однако, авторитет Великого Француза был столь велик, что никто из инвесторов и не подумал отнестись критически к его проекту.
В результате, уже на третьем году строительства, деньги у компании стали подходить к концу. Собранной изначально суммы хватило, чтобы проделать менее 10% общего объема земляных работ. Тогда Лессепс один за другим провел несколько облигационных займов. С их помощью удалось дополнительно собрать около 800 млн. франков, которых, впрочем, все равно не хватало для завершения канала.
В 1887 г., осознав ущербность технической стороны проекта Лессепса, руководство ?Международной Компании? обратилось к другой мировой знаменитости, ? инженеру Гюставу Эйфелю, который как раз в это время закончил строительство своей знаменитой башни. Эйфель взялся спроектировать ?дешевый? канал со шлюзами, в которых использовались бы воды реки Чагрес и озера Мирафлорес.
Увы, даже на этот проект денег уже не оставалось. Точнее, их не оставалось вообще. К 1888 г. все собранные на строительство средства были либо истрачены, либо разворованы. Фактически ?Международная компания? прекратила свое существование. Своих денег лишились 85 тыс. владельцев акций и облигаций компании Лессепса.
Правда, через несколько лет акции ?Международной Компании? стали предметом очередной финансовой аферы, вот только акционерам это дохода уже не принесло? Вот так человек, который в 60-е годы XIX века принес своим акционерам баснословную прибыль, в 80-е годы стал причиной грандиозных убытков для инвесторов всего мира.
Отсюда мораль: прошлые успехи компании не гарантируют доходов в будущем!