Зоя ТАЮРОВА
Заместитель директора
по научной работе
Екатеринбургского Музея
Изобразительных Искусств,
искусствовед,
член союза художников России,
член международной ассоциации искусствоведов.
Рынок ?не?
Со скептическим отношением к екатеринбургскому художественному рынку лично я сталкивалась не единожды. Не то, чтобы все вовлеченные в него игроки, производители, посредники, потребители, отрицают само его наличие. Раз существуют в городе необходимые для функционирования арт-рынка институты (музеи, галереи, салоны, магазины, аукционы, ярмарки, выставки-продажи), то он, все-таки, имеет место быть. Единодушны участники нашего регионального рынка искусств в одном: рынок этот не отмечен ни четкой логикой, ни упорядоченной системой, ни отлаженным механизмом работы, а потому в его характеристике слишком часто на сегодняшний день возникает отрицательная частица ?не?: он не развит, не устойчив, не прозрачен, не защищен, не надежен, не ликвиден.
Словом, арт-бизнес в Екатеринбурге еще глубоко провинциален, по своему объему, качеству и уровню развития сильно проигрывает Петербургу и Москве. Претендовать нам на статус третьей российской столицы в этом отношении, по меньшей мере, самонадеянно. Екатеринбургский художественный рынок еще не встал на ноги, и относится это в равной мере к обоим основным его сегментам, как к антиквариату, так и к современному искусству.
Коллекции единичны
Конечно, настоящие, сильные, подлинно увлеченные коллекционеры в Екатеринбурге есть. Тонкие ценители и дотошные знатоки, они, как правило, покупают художественные произведения не с целью инвестиций, а именно из любви к искусству. В основном это представители политической, культурной и бизнес-элиты. Они не только наслаждаются ими сами, но и позволяют это делать другим, создавая на основе своих богатых коллекций первые на Урале частные музеи (музей Невьянской иконы, минералогический музей, строящийся музей современных екатеринбургских художников), организовывая и активно поддерживая художественные галереи (?Арт-Левъ?, ?Белая галерея?).
Немногочисленные екатеринбургские ?закрытые?, домашние коллекции, всегда отражающие индивидуальные влечения и вкусы своих владельцев, сильно разнятся по своему количеству и качеству, одинаково велика истинная увлеченность их хозяев. Тем не менее, несмотря на то, что в Екатеринбурге существует клуб коллекционеров, говорить о серьезном, сформировавшемся сообществе, на мой взгляд, явно преждевременно.
Неважно обстоят пока дела и с корпоративными коллекциями: если в Москве немало банков, крупных страховых фирм и промышленных корпораций вкладывают значительные средства в собственные художественные собрания, рассматривая обладание произведениями искусства не только как способ подтверждения своего имиджа и признак состоятельности и респектабельности, но и как мощный финансовый стимул, надежное и высокодоходное размещение капитала, то в Екатеринбурге подобные случаи единичны.
Получается, что антиквары, галеристы, дилеры, работающие на местном арт-рынке, сталкиваются с отсутствием должного спроса на корпоративные коллекции, с недостаточной заинтересованностью региональной элиты в коллекционировании, с низкой культурой потребления екатеринбуржцами художественных ценностей.
Между тем, коллекционирование в Екатеринбурге оценивается специалистами как перспективное направление. Уже сейчас многие, в основном люди обеспеченные, с достатком выше среднего (верхушка так называемого ?мидлкласса?) время от времени покупают предметы искусства.
Причины разные: кто-то стремится вложить в искусство и уберечь от инфляции свои сбережения, кто-то пытается заработать на перепродаже недорогого, купленного по случаю произведения. Кто-то хочет обеспечить комфорт в границах своего жизненного пространства, украшая и облагораживая культурными ценностями интерьеры квартир, коттеджей, офисов. Одни делают нестандартные, эксклюзивные подарки собственному начальству или партнерам по бизнесу, другие ? старинными предметами или работами новомодного художника подчеркивают свой статус, а третьи просто оказывают материальную поддержку молодым талантам, выступая, по сути, в роли благотворителя, мецената.
Вложения в ?старину глубокую?
Куда стоит вложить свои средства? Предпочтение, как показывает практика, отдается все-таки искусству классическому, уже апробированному и проверенному временем, а, следовательно, гарантированно застрахованному от обесценивания. Для многих потенциальных покупателей антикварные вещи и полотна старых мастеров популярнее и инвестиционно привлекательнее, чем современное искусство, поскольку дорогие напоминания о благосостоянии хозяина придают ему больший вес в обществе и приносят большие дивиденды.
Увы, встретить в екатеринбургских художественных салонах и антикварных центрах подлинный живописный раритет или роскошную обстановочную вещь с приличным провенансом (происхождением) для любителей старины ? большая удача. Шедевры ? в дефиците, многие из них вывозятся с Урала в столицу, где ценовая политика более продуманна и достойна, а значит продать их можно многократно дороже. Тем выгоднее этот бизнес: занявшись активным приобретением предметов старины глубокой, можно серьезно обогатиться на разнице цен между местным и столичным рынками.
Наиболее востребовано сейчас на антикварном рынке русское национальное искусство: иконы, живопись и графика, столовое серебро, изделия из фарфора и стекла, холодное оружие, ювелирные произведения. Увеличился спрос и на предметы западно-европейского искусства, возобновился интерес к восточному, китайскому и японскому.
Чего стоит современное искусство?
Еще одно направление инвестирования ? современное искусство, отношение к которому со стороны екатеринбургской публики традиционно недоверчивое. Хотя в сознание многих уральцев медленно, но верно уже проникает мысль, что высокохудожественные произведения известных, ?рейтинговых? персонажей нашей арт-сцены тоже могут быть предметом весьма выгодных вложений, при том, что стоят они сегодня на порядок ниже антиквариата. Поэтому круг покупателей, способных позволить себе потратить деньги на качественное полотно перспективного мастера, гораздо более широк.
Другое дело, что ?мочь? еще не значит ?хотеть?. Современное искусство приобретают, прежде всего, люди продвинутые, интересующиеся изо бразительной культурой, регулярно посещающие музеи и следящие за вернисажами, испытывающие при встрече с симпатичным им талантом волнение.
Выбор же авторов в Екатеринбурге достаточно широк, здесь представлен практически весь диапазон стилей, направлений, тенденций текущего художественного процесса. ?Сontemporary art market? может удовлетворить всех потребителей, щедро демонстрируя целую обойму имен как маститых живописцев, так и только начинающих, предлагая каждому желающему подобрать себе что-то по своему вкусу и ?карману?.
На рынке современного искусства работает с десяток галерей, таких как Галерея современного искусства, ?Парарам?, ?Капитал?, ?Эгида?, ?Вдохновение?, ?Окно?, ?Ноев ковчег? и т. д., каждая из которых позиционирует себя по-своему и представляет интересы своих ?фирменных? художников. Своеобразной лабораторией современного арт-менеджмента является и открытый аукцион ?Татьянин день?, обладающий уже своим сложившимся имиджем, аудиторией, ассортиментом и бонусами. С регулярностью раз в месяц здесь проводятся свои торговые сессии. Весьма демократичный по ценам, аукцион зарекомендовал себя как одна из наиболее устойчивых форм художественного рынка. Есть у нас также и свой местный ?Арбат?, где разномастные, но одинаково ?китчевые? художники продают свой колоритный артширпотреб.
Эксперты как компас в мире искусства
Однако мест, которые действительно создают культурный ландшафт города и реально формируют ситуацию сегодняшнего екатеринбургского искусства, на самом деле не так уж много. К ним относятся, как правило, учреждения отнюдь не коммерческие ? центр современного искусства при библиотеке им. Белинского, Уральский музей молодежи, муниципальный музей изобразительных искусств. Именно у музейщиков, опытных и компетентных сотрудников, обладающих обширными искусствоведческими и культурологическими знаниями, прекрасно разбирающихся в вопросах экспертизы, атрибуции и оценки произведений искусства, будущие владельцы смогут получить квалифицированную помощь при приобретении художественного произведения. Кто, как не специалисты, способны привести покупателя к пониманию сложных коллизий современного художественного процесса, дать протекцию тому или другому его представителю, вписать творчество художника в контекст отечественной истории искусств? Советы профессионалов, грамотно расставивших акценты зрительского восприятия, деликатно подкорректировавших вкус, сориентировавших в реалиях регионального арт-рынка, позволят сделать среди всего многообразия современного искусства правильный и достойный инвестиционный выбор.
И пусть пока еще динамика развития нашего арт-рынка оставляет желать лучшего, пусть это поле деятельности остается едва вспаханным, я все же смотрю в будущее с оптимизмом. Все больше легализуется в городе частных собраний, все чаще издаются журналы и альманахи, которые становятся постоянными помощниками и спутниками ценителей искусства. Все охотней и решительней расстаются екатеринбуржцы со своими ?кровными? ради их возвращения в будущем с приростом или просто приобретения какой-либо картины или антикварной вещицы. Все громче удары аукционного молотка оповещают о том, что еще одно художественное произведение нашло своего нового владельца.