КОМФОРТНОСТЬ УЧЕБНОГО ПРОСТРАНСТВА СТАНОВИТСЯ ВАЖНЫМ АРГУМЕНТОМ ПРИ ВЫБОРЕ ВУЗА
Василий СТРЕЛЬЦОВ
Около года назад студенты одного южноуральского вуза объявили забастовку. Второй курс в полном составе отказался посещать семинарские занятия. Вступивший в переговоры с ?бунтовщиками? ректор выяснил, что те протестовали не против предмета или лектора, а против? учебной аудитории. Недавно в ней был проведен ремонт с перепланировкой, а в результате получилось, что студенты сидят лицом к огромному окну, на фоне которого выступает преподаватель. Окно, правда, честь по чести было занавешено жалюзи, и прямой свет в глаза студентам не бил. Но это в теории? На практике же получалось, что фигура преподавателя, перемещавшаяся на фоне подсвеченных вертикальных полос, превращала занятие в сеанс массового гипноза. Уже через полчаса глаза учащихся переставали видеть, а голова соображать. Разумеется, аудиторию переделали и планировку изменили.
Впрочем, эта история ? крайний случай. Тем не менее студенты и абитуриенты любого учебного заведения сегодня уделяют все больше внимания качеству учебных помещений. Как заметил дизайн-директор компании ?Архо Плюс? Григорий Пономарчук: ?Молодежь стала более разборчива по части ?элементарных удобств?. Стесненность учебных помещений, сырость, духота, неудобная мебель, перебои с водой и теплом ? все это воспринимается сегодня уже не как ?отдельные временные недостатки?, а как признаки несостоятельности конкретного учебного заведения?.
Тем более, что сегодня новое поколение россиян прекрасно осведомлено, в каких условиях проводится обучение в ведущих мировых, да и российских вузах: полноценно оснащенные лаборатории; просторные аудитории с грамотно построенной акустикой, комфортным освещением и современными демонстрационными технологиями.
Заметим, что сегодня существуют и объективные причины для резкого роста требований к учебному пространству. Объем учебной информации постоянно растет, а времени на подготовку молодого специалиста отводится столько же или даже меньше, чем раньше. Единственный способ не потерять в качестве ? интенсификация учебного процесса. А она невозможна без создания комфортной среды для студента.
Теперь стандарт задают студенты
Основные правила, определяющие, какой должна быть учебная аудитория, появились не вчера. Фактически современные требования мало отличаются от тех, что были ?вбиты? еще в советские ГОСТы и СНиПы. Но если раньше за их выполнением следили только чиновники (эффективность работы которых в России традиционно невысока), то теперь вопрос взят на контроль самими потребителями образовательных услуг ? студентами. Рынок образования фактически перестал быть дефицитным, и абитуриент, желающий получить конкретную профессию, может выбирать из нескольких учебных заведений. И, как показывает опыт, не последним аргументом при выборе становится комфортность учебного пространства.
Кроме того, не стоит забывать о новых технологиях и веяньях моды. Хотя элементы архитектуры интерьера остались те же, что и двадцать лет назад, но качество их сильно изменилось. Появились новые материалы и технологии. Подвесные потолки, стеклопакеты, светильники совершенно нового качест ва, эффективные системы обмена и кондиционирования воздуха? Как замечают архитекторы, специализирующиеся на ?вузовской тематике?, в процессе реконструкции интерьера учебной аудитории и доведения его до современных стандартов не меняются разве что несущие элементы здания, если способны нести что положено.
Как выбрать правильный интерьер
Если вы выбираете вуз для себя или своего ребенка, то при оценке качества учебных аудиторий обратите внимание на следующие моменты.
Пространство
В учебной аудитории на одного человека должно быть не менее 60 кубических метров пространства.
Воздух
Его температура должна поддерживаться на уровне около 18 градусов при влажности 60?65%. Желательно, чтобы помещение было оснащено системами климат-контроля и вентиляции. Учтите, что снижение уровня влажности сказывается на работоспособности учащихся. Особенно это касается кабинетов, где проводятся занятия по иностранному языку. Именно там, как правило, говорят много и хором, что приводит к повышению содержания в воздухе углекислоты, в результате во рту возникает ощущение сухости и ни о каком правильном произношении речи быть не может.
Освещенность
Уровень освещенности в учебных аудиториях должен составлять 100?500 люкс. Правда, замерить его без специальной аппаратуры сложно, придется определять ?на глаз?. Особенно часто проблемы с освещенностью возникают, если занятия проводятся в арендованных помещениях, не приспособленных для учебных занятий.
Мебель
При длительном нахождении в аудитории неудобная, жесткая мебель создает чувство дискомфорта. Особенно это чувствуют те, у кого есть проблемы с позвоночником.
Рекреационные зоны
Они должны быть достаточного размера, чтобы студенты могли не только свободно перейти из одной учебной аудитории в другую, но и психологически отдохнуть. Весьма желательно наличие в них естественного света и зелени.