Факторинг и аккредитив ? легкие деньги для бизнеса

ЭТИ СХЕМЫ СЛОЖНЕЕ В ПОНИМАНИИ, ЧЕМ, НАПРИМЕР, КРЕДИТ. ЗАТО С ИХ ПОМОЩЬЮ ЧАСТО МОЖНО ПРИВЛЕЧЬ ДЕНЬГИ НА БОЛЕЕ ВЫГОДНЫХ УСЛОВИЯХ И, ПЛЮС К ТОМУ, ЗАСТРАХОВАТЬСЯ ОТ НЕДОБРОСОВЕСТНОСТИ ПОСТАВЩИКА ИЛИ ПОКУПАТЕЛЯ

Таис ЖАНГАРИНА
Андрей ГУБАНОВ

Факторинг и аккредитив ? легкие деньги для бизнеса

Факторинг ? сбыт в режиме форсажа

Факторинг ?открыли? англичане: торговые представители крупных британских компаний впервые начали использовать похожую на современный факторинг схему еще в XIX веке. В России факторинг заработал лишь в 2000 г., зато он развивается просто неимоверными темпами.

Схема факторингового финансирования в самом простом варианте выглядит следующим образом. Есть три участника: банк; компания-продавец (клиент банка) и компания-покупатель. Продавец отгружает покупателю товар, но деньги за него продавцу отдает не покупатель, а банк (из своих). Правда, банк отдает не всю сумму, а 75?90%. Через несколько месяцев покупатель отдает банку деньги за купленный товар. После чего банк пере- числяет продавцу остаток суммы (10?25%) за вычетом своей комиссии.

Получается, что хотя продавец получает оплату за товар сразу, но покупатель приобретает этот товар в рассрочку. Такая схема очень нравится магазинам и торговым сетям. Они с удовольствием пользуются факторингом при покупке товара у оптовых поставщиков. Еще бы, не будь факторинга, магазину пришлось бы для покупки товара находить гдето деньги, а при факторинговой схеме магазин расплачивается за товар после того, как его продаст.

Поставщикам факторинг тоже понравился. Как показывает опыт, если оптовый поставщик предлагает поставки с использованием факторинга, то его покупатели (розничная торговля) втрое увеличивают оборачиваемость средств и в разы повышают объем закупок. Поэтому производители и оптовые компании часто пользуются факторингом, чтобы увеличить свое присутствие на рынке. В свое время такой прием использовали ?Hewlett Packard? и ?General Electric?, а из более свежего можно упомянуть кондитер скую фабрику ?Красный Октябрь?, фирму ?Балтимор? и крупного поставщика алкоголя компанию ?Омега?. Но не надо думать, что факторинг ? это только для очень солидных производителей. В Свердловской области магазины покупают по факторинговой схеме мясопродукты, напитки и другие товары и у сравнительно небольших промпредприятий.

Более того, факторинг очень подходит некрупным компаниям, которые поставляют товар известным торговым сетям. Даже если такой поставщик имеет недостаточно прозрачную отчетность (или не обладает имуществом, годным для залога), но осуществляет поставки в адрес компании, чья платежеспособность не вызывает сомнения, то банк может взять фирму поставщика на факторинговое обслуживание. Ведь рассчитываться с банком будет не он, а гарантированно платежеспособный покупатель. Если бы тот же (малопрозрачный) поставщик обратился в банк за кредитом, чтобы закрыть кассовый разрыв (с момента отгрузки товара до момента получения его оплаты), то кредит он, скорее всего, не получил бы. А факторинг ? пожалуйста?

И еще один момент. Не следует воспринимать факторинг как инструмент, нацеленный сугубо на поставщиков торговых сетей. Факторингом все более активно пользуются поставщики любой продукции и услуг. По этой схеме со своими потребителями работают строительные, монтажные компании, поставщики оборудования и пр.

ВАЖНО

Существует два вида факторинга: с регрессом и без регресса. Если используется факторинг с регрессом и покупатель отказывается платить за приобретенный товар, то банк может забрать деньги, заплаченные им поставщику, и тому придется самому трясти должника. При безрегрессном факторинге банк полностью берет на себя долги покупателя, а уж сумеет их с него взыскать или нет ? проблема банка. Но факторинг без регресса, как правило, стоит дороже.

Комиссия за факторинговые услуги, как правило, на несколько процентов (1?3%) выше, чем ставка по кредиту (по которому выдается та же сумма, на тот же срок). Поэтому, кстати, поставщики нередко предпочитают факторингу банковский кредит. Схема несложная. Товар продается в рассрочку, на сумму продажи берется кредит, который вкладыва- ется в свое дело, а когда от покупателя приходят деньги ? они используются для погашения кредита. Однако, как уже говорилось, банк более требователен к заемщикам, чем к потребителям факторинговых услуг, а кроме того, получая расчет по факторинговой схеме, поставщик перекладывает на банк контроль над платежами покупателей, а возможно, и проблемы с просроченными долгами. Как показывает опыт, фирма-покупатель больше боится задолжать банку, нежели фирме-поставщику.

Аккредитив ? конструктор LEGO

Термин произошел от латинского слова аccredo ? ?доверяю?. Аккредитив необходим в тех случаях, когда фирма-покупатель не хочет платить до получения подтверждения отгрузки товара, а поставщик не готов производить отгрузку, не получив гарантий оплаты. В этом случае посредником выступает банк, который обещает поставщику оплатить поставку сразу после того, как покупатель предоставит документы о проведении отгрузки товара.

Схема работы аккредитива

Шаг 1. Компания (покупатель) заключает договор о покупке товара (или услуги).

Шаг 2. Покупатель обращается в банк и заключает с ним договор об открытии аккредитива.

Шаг 3. Этот банк (банк-эмитент) депонирует (замораживает на специальном счете) деньги, необходимые для расчета с фирмой-продавцом, и отправляет уведомление об этом в банк, работающий с фирмой-продавцом (в исполняющий банк).

Пояснение. По договору аккредитива банк-эмитент может использовать депонированные деньги только для расчета с продавцом. Поэтому у продавца есть гарантия, что он получит свои деньги. С другой стороны, банк продавца (исполняющий банк) берет обязательства не давать тому деньги, пока тот не предоставит документы о поставке.

Шаг 4. Получив извещение о том, что деньги для расчета с ним депонированы на спецсчете, фирма-продавец отгружает товар.

Шаг 5. Фирма-продавец предоставляет документы об отгрузке исполняющему банку.

Шаг 6. Исполняющий банк, после проверки документов, перечисляет деньги на счет фирмы-продавца.

Шаг 7. Банк-эмитент перечисляет деньги, депонированные на спецсчете, в исполняющий банк.
Все, схема сработала!

Если коротко, то аккредитив ? это обязанность банка по просьбе покупателя в определенный срок произвести платеж продавцу. При этом необходимая сумма хранится (депонируется) на специальном счете в банке до тех пор, пока продавец не предъявит документы, подтверждающие, что покупатель получил товар. И только после того как все убедились, что товар получен, банк отправляет деньги продавцу. Схема работы аккредитива приведена слева.

Из схемы видно, что на всем протяжении операции покупатель практически абсолютно защищен от недобросовестности продавца, а продавец ? от недобросовестности покупателя. Основная идея аккредитивной формы расчета ? замена отношений между компаниями на отношения между банками. Что само по себе снижает риски, ведь банков, во-первых, меньше, а во-вторых, они прозрачнее.

Описанная схема ? базовая. Вообще же, реальная схема исполнения аккредитива выстраивается банком исходя из особенностей конкретной сделки с учетом пожеланий сторон, и при необходимости в нее могут вноситься изменения. Аккредитив ? это что-то вроде конструктора LEGO, из деталей которого можно собрать вертолет или домик для Барби. В зависимости от того, что сейчас нужно.

Кредит прилагается

Об особенностях некоторых схем аккредитива следует упомянуть отдельно. Например, существуют аккредитивы ?покрытые? и ?непокрытые?.

Покрытый аккредитив подразумевает, что средства для оплаты, депонируемые на счете банка-эмитента (см. Шаг 3), списываются со счета покупателя. В этом случае банк практически не несет рисков. В случае с непокрытым аккредитивом банк использует свои деньги и несет риск. Поэтому большинство российских банков предпочитают иметь дело с покрытыми аккредитивами, в то время как на Западе сегодня 90% аккредитивов ? непокрытые.

Существует еще аккредитив с постфинансированием. Такая форма расчета часто используется при покупке российским предприятием чего-либо за рубежом. Особенно когда речь идет о приобретении технологического оборудования. Если российская компания делает такую покупку (в первую очередь в Европе или США), то средства на открытие аккредитива ей может предложить ?тамошний? банк или экспортное агентство. Эти ?импортные? деньги депонируются на спецсчете (см. Шаг 3) и после отгрузки оборудования идут поставщику. А российскому предприятию предоставляется отсрочка платежа (фактически ? кредит) на несколько лет. Годовой процент (в валюте) может составлять 7,5?8%.

Через аккредитив с постфинансированием сегодня российские компании покупают станки, строительное и энергетическое оборудование (например газотурбинные и газопоршневые энергоустановки), бетонные заводы, оборудование для производства пластиковых окон и т. д. Причем, если раньше такой формой расчета пользовались в основном крупные холдинги, то сегодня аккредитив с постфинансированием востребован и средним бизнесом. Например, уральские банкиры уже вполне привычно проводят через аккредитив сравнительно небольшие контракты, на $100?300 тыс. Например, если речь идет о покупке небольшой газотурбинной энергоустановки.

Check Also

Пять правил успешного развития собственного бизнеса

Основное внимание следует обратить на правила бизнеса.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика